Галина Бедненко

Мифодрама: Афродита и Адонис

Отрывок из книги "Деяния богов: мифодраматический инструментарий групповой работы" (в рукописи)
Сноски опущены

Миф

Однажды жена то ли кипрского царя Кинира, то ли царя Феникса из Библоса похвасталась, что ее дочь Смирна прекрасней самой Афродиты. Богиня не стерпела такого оскорбления и внушила Смирне страсть к родному отцу. Однажды ночью, когда кормилица Смирны так напоила ее отца, что он уже ничего не соображал, то Смирна соблазнила его. Она забеременела, и отец узнал, что вскоре он станет вновь отцом и дедом одновременно. Царь выхватил меч и бросился за Смирной. Он настиг ее у обрыва, и собирался убить, но Афродита вдруг превратила девушку в мирровое дерево. Родительский меч расколол его пополам и из трещины выпал маленький Адонис.

Афродита заключила Адониса в ларец и передала его Персефоне - царице мертвых, попросив припрятать его в укромном месте. Персефона открыла ларец и обнаружила там Адониса. Она взяла его к себе во дворец и вырастила. Когда Адонис вырос, он стал возлюбленным Персефоны. Об этом узнала Афродита и потребовала его назад. Но Персефона отказалась подниматься на землю для разговора.

Афродита обратилась за помощью к Зевсу. Зевс отказался решать спор двух богинь и передал его на усмотрение суду под предводительством музы Каллиопы. Каллиопа признала равные права за Афродитой и Персефоной, поскольку одна способствовала его рождению, а вторая спасла из ларца и вырастила. При этом Каллиопа потребовала, что одну треть каждого года Адонис должен иметь свободной от посягательств богинь и проводить ее по своему усмотрению. Но Афродита постоянно пользовалась своим поясом и Адонис, в результате, отдал свободную часть года тоже ей.

Персефона узнала об этом и отправилась к Аресу во Фракию, где сообщила ему, что Афродита предпочитает смертного Адониса. Арес наслал на Адониса, который пошел на охоту, вепря (или сам превратился в него) и убил его. Из каплей крови Адониса выросли анемоны, а душа его отправилась в Аид.

Афродита отправилась молить Зевса, чтобы Адонис проводил с Персефоной лишь зиму, а на остальное время возвращался к ней.

Интерпретация сюжета

На первый взгляд это история о соперничестве двух женщин… из-за любви, или (и) власти. В жизни мужчины это конфликт между матерью и возлюбленной: одна воспитала, другая полюбила как мужчину. Между женой и любовницей: с одной привычный мир повседневной обыденности , с другой яркие и новые впечатления . А в детстве даже между бабушкой и матерью: большую часть года с мамой, а на лето ребенка "отдают" бабушке.

В интерпсихическом ключе, раз уж мы обратились к детству, мы можем заметить, что это не только "мужской", а вполне общечеловеческий сценарий, возможность или невозможность такого выбора. Более того, он начинается уже с младенчества. Как пишет Л.И. Божович: "…при переходе от периода новорожденности к младенческому возрасту возникает особая потребность, а именно потребность в новых впечатлениях… В настоящее время накоплен уже достаточно большой фактический материал, свидетельствующий о том, что положительные эмоции у младенцев возникают и развиваются лишь под влиянием удовлетворения потребности во внешних впечатлениях. Удовлетворение же собственно биологических потребностей <…> приводит лишь к успокоению ребенка, к состоянию удовлетворенности, но не вызывает радостных эмоций" . Персефона нашей истории тут и символизирует этот "покой" и все то, что его вызывает, но именно Афродита - все новые впечатления и радостные эмоции от этого. (В вышеописанной драме эту функцию выполняет и Арес, как символ непосредственной деятельности.)

Обе богини появляются в жизни уже в младенческом возрасте, и сопровождают человека до конца дней. Это и вечный выбор между инертностью и развитием, стабильностью и новым поиском, риском, бытовой обыденностью, практичностью и творчеством, искусством ради искусства. Мы можем связать приоритетность выбора или имеющийся напор в преодолении ограничений именно с младенческим опытом.

Этот привычный сюжет о вечном выборе. Идеально эту ситуацию представляет VI Старший аркан карт Таро "Влюбленные", где часто (со времен Марсельской колоды XVIII века) изображен юноша, выбирающий между двумя женщинами, молодой и красиво одетой и той, что постарше и одета поскромнее. Интерпретации карте дают разные, от классического выбора между Искушением и Добродетелью до необходимости сепарации от Матери к Жене (или Возлюбленной). Если говорить о мужчинах , то это ситуация, в которой Анима искушает мужчину, представая то в одном облике, то в другом, но требуя непременного выбора. И кажется, что в любом случае что-то потеряешь .

Мужчина из роли непосредственного и юного Адониса может проецировать свою Аниму - Афродиту и свою Аниму - Персефону на реальных женщин. Это могут быть два человека, или он увидит это в одной. Афродита видит его прекрасным, каким бы он ни был, любит его таким, какой он есть… пока это чувство живо, и дарит вечную юность, радость и удовольствие. Персефона таит в себе загадку, неуловимость, тайну, иногда темное и запретное и иную власть… это вечная головоломка для одних, игра в покорность для других, путешествие туда, куда не заходят обычные смертные - для третьих.

Хотя Арес в мифе воспринимается как ревнивый соперник Адониса, в драме это может быть и по-другому. Занятия Ареса это свой, мужской мир, который, конечно же, конкурирует с женским миром Афродиты и Персефоны. В мире богинь, Адонис - сын и любовник, а в мужском мире он - охотник и воин. Это вполне обычный жизненный расклад и современного мужчины, который даже может убегать в работу от напряженных и мучительных отношений с женой и любовницей ("обе достали"). И это тоже часть цикла.

Для женщин этот сюжет оказывается отражением интерпсихической борьбы за власть или за любовь , интрапсихической конкуренцией ролей (Афродита или Персефона?) и сценариев. Иногда встает вопрос о пробуждении и активизации Афродиты, но мы не часто отследим их соперничество на внутреннем уровне; они вполне легко подстраиваются друг под друга. Однако вполне возможна осознанная смена одной своей роли на другую по отношению к одному и тому же мужчине. Например, можно хотеть мужчину как Афродита, и в тоже время манипулировать и провоцировать его как Персефона (хотя чаще, как кажется. Персефона вступает как раз тогда, когда Афродита уходит…) А вот если наработан сценарий жалобных просьб и всякого использования, то тут уже не найдется в себе любовное желание и страсть… во всяком случае именно к этому мужчине .

Эта драма имеет достаточно личный, а не общественный характер. Потому она будет больше уместна в тренингах личного развития или на клиентских группах. Она может использоваться для психологического разогрева на тему отношений между мужчиной и двумя женщинами во всем спектре ее нюансов (муж, жена и любовница; мужчина и две любовницы; муж, жена и его мама). Для этих тем драма о соперничестве богинь из-за Адониса может быть использована и в монодраме (мифодраматической монодраме с использованием игрушек или стульев, например). Это также тема женского соперничества из-за мужчины, но здесь - в отличие от ее ценности для мужского мифа - она не покрывает всех возможных расстановок сил и принципов, возможных в женском конкурировании. Это в большей степени история про "мужской миф и как мы в него попадаем".

Кроме того, это история касается приемных детей, родных и неродных родительских фигур (неважно, какого пола), благодарности и любви и как их можно различить. Это история о чувстве долга к родительской фигуре и способе ее отблагодарения. Это значимая тема для работы с семейными отношениями, как на клиентской группе, так и, возможно, в семейной терапии.

Мы также предполагаем, что этот миф может быть актуальным при работе с депрессивными клиентами. Там будет важна помогающая фигура Персефоны (до тех пор, пока она требуется) и зовущая к радостям жизни Афродита (которая предлагает именно то, что нужно данному Адонису). При этом особый акцент будет расставлен на истинной возможности возвращения Адониса из Подземного мира. Когда бы он там ни оказался.

Ход драмы (09.06.2005)

В этот раз была разыграна история зачатия Адониса Смирной от своего отца, и затем смерть девушки и передача Афродитой маленького Адониса Персефоне . Тем не менее, была произведена смена ролей: Смирна превратилась в Персефону.

Адонис рос у Персефоны и Аида в царстве мертвых, затем стал взрослым и его, уже на земле, соблазнила приемная мать. Потом его заметила Афродита и тоже соблазнила. А затем Арес стал уводить с собой для занятий всякими мужскими делами. Каждый из них обещал ему показать нечто новое в этом мире. Аид был совершенно уверен в своей жене, и помогал ей. Время Адониса была поделено между богинями. Но споры из-за Адониса не прекратились; они происходили и между богинями, и между Афродитой с Аресом. Афродита временами не обращала никакого внимания на сроки, когда Адонису необходимо было возвращаться в Аид, она его удерживала, говоря: "Пять минут… еще пять минут" и спорила с другими богами и богинями. Арес уводил Адониса от Афродиты тоже.

Когда Адонис погиб на охоте, то после этого попал в мир мертвых. Но Афродита вновь стала его требовать назад. И тогда Зевс сделал Адониса смертным богом, богом, который каждый год умирает, а потом воскрешается .

Интерпретация хода драмы

Здесь нам интересно будет постепенное становление и возмужание Адониса. Его переход от небытия доосознанности к постепенно раскрывающемуся миру, и к собственному интересу к этому миру. Это выход из уютного, но ограниченного родительского дома - к многообразию внешнего мира, к любви и дружбе, новым привязанностям и отношениям. Кроме того, в этой драме оказался важным выход Адониса из женской сферы бытия, материнской и любовной, в мужской мир Ареса. Здесь Адонис совершил сепарацию не только от самой матери, но и от самого преобладающего женского влияния; он перестал быть только лишь "сладким мальчиком", игрушкой в женских руках. Заметим, изначально в мифе этого нет, наоборот, Адонис остается таким "пупсиком" навсегда.

В этой инициации и становлении Адониса в драме мы видим и выход из мира депрессии. С первоначальным страхом и преодолением его, постепенным развитием и возмужанием личности. Это универсальная человеческая тема, общая как для мужчин, так и для женщин.

Впечатления участников

Адонис

Роль Адониса чрезвычайно близка мне. Я не ожидала, что это окажется просто отражением моей жизни. Страх принять роль нерожденного, непроявленного. А потом пришло решение: если ты этого боишься, то надо идти туда, где страх, значит там откроется что-то новое.

Так и получилось.

Адонис, который появился неожиданно, в доме, где его никто не ждал. Но полюбили и, причем, навсегда. Неожиданно и приятно, что из-за него спорят женщины - представительницы разных миров (Олимпа и мира мертвых).

Желание познавать, стремиться, гореть, ощущать новое.

Как смертный, Адонис должен выполнять, следовать решению богов. И даже став богом, он следует мировому порядку; умирает и рождается.

Арес

Довольство жизнью, собой. Огромное желание устроить заварушку, и в то же время полное безразличие к окружающим событиям. Все мысли связаны с происходящими в данный момент и абсолютно ни одного плана на будущее (никакого планирования). Свобода, возможно переоценка своих возможностей.

Персефона

Роль оказалась гораздо слабее, чем роль Смирны. Соперничество с Аресом не интересовало. Ощущение защищенности и гордости Аидом.

Афродита

Изначально был азарт в соперничестве с Персефоной за Адониса: "Ну, как это, молоденький симпатичненький и не мой? - Так не бывает..." Причем, там действительно была симпатия к Адонису, т.е. дело было не только в соперничестве... И, как ни странно, было непонимание Персефоны - замужем и зачем ей мальчик этот?

Много сил вкладывалось на то, что бы доказать Адонису - какая же я замечательная - нет, вот, посмотрите, посмотрите! Но потом... когда Адонис так и остался таким непонятным милым мальчиком, за которого нужно все решать и делать, интерес уже начал угасать и здесь стало более важным выиграть соперничество! А через еще некоторое время это стало так банально и скучно, что просто хотелось заняться чем-нибудь другим или кем-нибудь другим.

Кстати, если сначала Афродита воспринимает Ареса как грубого и похотливого мужика, которого разве что можно "развести на помочь", то потом он становиться ей намного более интересным, чем Адонис, так как в нем есть мужская инициатива и мужская сила... И даже его похотливость становится, скорее, достоинством, нежели раздражающим фактором. Но проиграть соперничество как-то не хочется из принципа... Была мысль еще пойти и совратить Аида… там в какой-то момент было ощущение, что я проигрываю, и тогда посещала даже такая мысль - но идея была отметена в сторону... (не помню уже почему) - отчасти, кстати, была зависть: что у Персефоны и муж, который прикрывает жену и молоденький Адонис... Хотя, больше даже именно то, что есть муж, который ее защитит, если что, и который особо ни во что не лезет (это, наверное, совсем мое из жизни...).

Афродита безумствовала - ей хотелось адреналина и приключений на свою голову... И когда было принято решение - она была даже рада, потому что иногда развлечься с Адонисом - это не плохо, но он слишком молод и утомителен, чтобы его терпеть постоянно!

Из архетипов и ролей

Мы уже говорили о том, что роль Адониса может стать инициатической. Тому есть и внешние признаки, и внутренние свидетельства из ролей. Именно в связи с индивидуальным восприятием роли участницей группы мы отметим, что разрубание "материнского древа", отделение от него Адониса и последующая передача его совершенно посторонней женщине (вдобавок, богине мира мертвых) соотносится с "обрядами перехода" новорожденных в традиционных культурах. Ребенку отрезают пуповину, обычно орудием труда того пола, к которому относится ребенок (отец Смирны мечом разрубает дерево!). Затем проводят обряды, отделяющие ребенка не только от бесполого мира, но и от мира, предшествующего жизни, человеческому обществу, включая его в общий род, клан. Они будут проводиться еще не раз в жизни человека: Арнольд ван Геннеп отмечал: "Обряды отделения включают обычно все те действия, в которых что-либо отсекается, например, первая стрижка волос, бритье головы, первое одевание". Он же цитирует заклинание, которое произносили в ведической Индии, на десятый день привязывая ребенку талисман из хвойного дерева на руку: "Владей волшебством бессмертия… Я вкладываю в тебя дыхание жизни, не иди к черному мраку; оставайся невредимым; к свету живущих иди вперед…" Это то, что будет делать Адонис всю свою мифологическую жизнь, преодолевать смерть и прошлое и идти к жизни и своему будущему…

Обратим тут внимание и на тандем Аида и Персефоны. Аид был всепонимающим покровителем, не замечающим отношения своей жены с "мальчиком". Это характерная ситуация, в которой у женщины есть "главный мужчина", с которым стабильно, спокойно и хорошо и "второй", с которым и буря чувств, и страсть, и эмоции, и страдания... Они как бы взаимодополняют друг друга. Это та ловушка, из которой сложно выйти… И которая вновь возвращает нас к треугольнику с участием "надежного родителя" и яркого и непредсказуемого "другого".

© Бедненко Г.Б., 2006