Галина Бедненко

Техника "констелляции греческих божеств":
метод юнгианской психодрамы

Доклад прочитанный на Летней Психологической Школе МГУ 2006 года

Божества - это образы, которые живут в человеческом воображении на протяжении многих столетий и тысячелетий. Когда люди верят в своих богов, эти образы сохраняют свою связь с бессознательным и остаются источником силы. Любой пантеон любой религии - это представление о мире. И, по большому счету, божества - это представление о том, каковы люди. Каждое божество имеет как позитивные, так и потенциально негативные черты. Каждый архетип, может быть благой силой для человека, а может нанести вред. С точки зрения теории ролевых архетипов в юнгианской психологии все основные божества (следует отметить, что изучался по большей части древнегреческий пантеон) одного пола потенциально присутствуют в каждом человеке и оказываются ролевыми архетипами. А божества противоположного пола оказываются в менее осознанной части души, Аниме или Анимусе. Так макрокосм со всеми богами и демонами оказывается микрокосмом - одним человеком.

Понятие "ролевой архетип" близко к понятию "сценарий", но развитие сюжета здесь не предопределено. При этом присутствует склонность к ориентациям на определенные ценности, к аффектам в характерных ситуациях и действиям определенного рода. Сценарий каждого ролевого архетипа в зависимости от среды и жизненных обстоятельств, осознанного выбора может развиваться по разному. Ролевые архетипы, по нашим представлениям, способны повлиять на ролевой репертуар.

Греческий пантеон кажется нам универсальным для современного европейца, человека, принадлежащего европейской культуре более чем национальности. На характеры греческих богов и богинь можно смотреть как на условную типологию человеческих характеров. И люди знакомые с нею, с удовольствием используют ее как удачную классификацию. Каждое божество обладает определенным характером, мотивацией, привычками, целями, даже внешними особенностями.

"Хотя архетипы могут на короткий срок воплощаться в нас, создавая так называемые божественные переживания, ни одна женщина не может постоянно олицетворять собой архетип. Только сам архетип может быть вечно деятельным, всемилостивым, постоянно энергичным. Мы можем стараться ему подражать, но архетип - это идеал, недоступный человеку, и так оно и должно быть"

Кларисса Пинкола Эстес "Бегущая с волками"

Обычная греческая мифодрама главным образом посвящена у нас одному ролевому архетипу или сюжету; мы можем с ним познакомиться, узнать в себе или понять, как его активизировать (пробудить или развить). Это может происходить как внутри роли, так и с позиции наблюдателя (или из другой роли) или из схожих ролей сюжета. А уже после цикла мифодрам о конкретных божествах и их сюжетах, мы предлагаем технику "расстановки" или "констелляции божеств", в которых даем возможность высказаться каждому и каждой из них, и найти подобающее место среди остальных.

Если в каждом из нас присутствуют элементы всех богов или богинь, то мы можем выяснить, какую роль они играют в нашей жизни, что говорят в своем полилоге голосов, кого напоминают из реальной жизни и попробовать организовать их по-другому. Этот метод относится как к богиням в женской душе, так и богам - в мужской. В целом создается некая новая структура взаимосвязей субличностей, устраивающая человека на данный момент времени.

Несмотря на то, что в человеке, по нашему предположению, действуют все разработанные ролевые архетипы "олимпийской системы", активными оказываются несколько архетипов (и сюжетных сценариев соответственно). Остальные могут быть нейтральными, включаясь в нужные моменты, или же остаются латентными, неразвитыми. В то же время каждый архетип стремится к своему выражению. Оттого происходят конфликты мотивов и ценностей, раздор и наоборот союзы различных путей и сценариев.

Мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:

Деметра - мать милостивая, щедрая или ужасная

Кора - Персефона - юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства

Афина - неприступная дева, стратег и тактик

Артемида - вечная дева, соперница мужчин, мстительная охотница

Афродита - воплощение любви и красоты, муза художников и поэтов

Гера - верная и ревнивая супруга, светская женщина

Гестия - предпочитающая одиночество, посвятившая себя иному Смыслу

Геката - сваха, шутница, колдунья и посредница

В каждой женщине есть они все. Но вступают в свои права часто по очереди. Первой в девочке выделяется Кора - дочь своей матери; девушка в подростковом возрасте часто делает выбор между Корой - Персефоной и Артемидой, затем приходит время Афродиты и (или) Геры; наступает очередь Деметры, а затем являются Гестия и(или) Геката. Это естественный женский цикл, связанный и с физиологическим циклом, и с этапами жизни женщины и вечной триадой Дева - Женщина - Старуха. Вместе с тем эти архетипы сопровождают и наше индивидуальное личностное развитие. Потому все эти архетипы могут проявиться в любом возрасте, в зависимости от конкретных обстоятельств и воли женщины.

Мужчина свои архетипы выбирает и следует им почти постоянно, или же осознанно сменяет (их смена не связана с биологическими или социальными факторами, которые так влияют на женщин). Кроме того, существует обычно необходимый для зрелости переход от "сыновьих" архетипов к "отцовским". Архетипы отцов - Зевс, Посейдон, Аид; архетипы сыновей - Аполлон, Гермес, Арес, Гефест, Дионис. Всего тоже восемь архетипов:

Зевс - отец, начальник, организатор

Посейдон - вождь, главарь, атаман

Аид - тайный властитель, отшельник, теневая фигура

Аполлон - законник, спортсмен, артист

Гермес - хитрец, ловкач, посредник

Арес - борец, солдат, соперник

Гефест - простофиля, изобретатель, чудак

Дионис - гуру, любовник, пьяница

"Расстановки", "совещания" или "констелляции" субличностей это достаточно любимый многими метод, восходящий к "совещанию частей" В.Сатир, психодраматической технике "социальный атом" и другим известным техникам и работам. Каждый тренер может модифицировать технику согласно целям и темам работы. Так в системной семейной психотерапии проводятся "расстановки семьи"; в бизнес-психологии используется "констелляция бизнес-проекта" (М. Белокурова). И достаточно широко этот метод используется для выявления наиболее приемлимой констелляции субличностей.

Констелляция - это старое обозначение астрологических аспектов планет друг к другу. Кроме того, что термин "constellation" - английское название метода "расстановок", стоит заметить, что в юнгианской психологии оно обозначает психические образования, сопровождающиеся определенным сценарием или набором эмоциональных реакций. Обычно под констелляцией понимают именно активизацию имеющихся архетипических комплексов или явлений. Однако мы вернемся к представлению о констелляции как о некоей структуре взаимоотношений неких объектов, в нашем случае это интроекты и к методу их "расстановок". Целью работы с которой является создание наиболее оптимальной (на данный момент времени) системы взаимоотношения "Я" и архетипических субличностей.

Примечательно, что набор божеств у всех людей (одного пола) в данной технике - один и тот же, что дает больше возможностей для осознавания и понимания собственной ситуации. Также имеет смысл то, что, проигрывая архетипическую роль, человек становится в большем контакте со своим подобным же архетипом.

"Я" и субличности

Как отмечал еще И. Кант, сознание самого себя заключает в себе двоякое "Я": рефлексирующее "Я" как субъект мышления и "я" как объект восприятия. И без этой двойственности сознание (и осознание себя) невозможно. Один из родоначальников психологической науки У. Джемс также разделял эмпирическое Эго (познаваемый элемент в создании личности) и чистое Эго, познающий элемент, наше "я". При этом он выдвинул идею личности как потока сознания, в котором каждая часть в качестве субъекта знакома с другими подобными же частями и взаимодействует с ними. А сама личность остается интегративным целым.

В этой технике мы выделяем рефлексивное "Я" и волевой центр сознания, обозначая его как единое "Я" (в юнгианской картине мира это будет еще и "отражение архетипа Самости", но не он сам, потому что предельно осознанный и волевой источник). Это то, что собирает все субличности, способно организовать их и взаимодействовать с ними напрямую, а также разбираться в их взаимоотношениях друг с другом.

Мы выделяем и восемь субличностей, ролевых архетипов богов или богинь. Внутри каждого человека активизированные архетипы часто сражаются за превосходство, за тотальное влияние на приоритеты и жизненные ценности. В то время как "пораженные" архетипы способствуют дисбалансу общей структуры.

Джин Ш. Болен в своей книге "Goddesses in Everywoman: A new psychology of women" отмечала:

"Внутри женщины, богини могут состязаться между собой, или править может одна. Каждый раз, когда женщина должна сделать важное решение, может состояться состязание между богинями за золотое яблоко. <…> Джозеф Уилрайт, юнгианский аналитик и мой учитель, говорит, что то, что происходит в наших головах, может быть представлено как комитет, с различными аспектами нашей личности, сидящими вокруг стола - мужскими, так же, как и женскими, молодыми и старыми, некоторыми шумными и требовательными, а другими тихими и отключившимися. Нам повезло, если здоровое эго сидит во главе стола, председательствуя на комитете, решая, когда и чья будет очередь или кто выступит. Председатель сохраняет порядок, будучи исполнительным участником и эффективным администратором - качествами, присущими и хорошо функционирующему эго. Когда эго хорошо функционирует, ему следует уместное поведение.

Возглавлять комитет - это непростое занятие, особенно когда есть богини в каждой женщине, требующие и предъявляющие права на власть, временами враждебные друг другу. Когда эго женщины не в состоянии сохранять порядок, архетип одной богини может вмешаться и захватить власть над личностью. Метафорически, затем эта богиня управляет смертной. Или происходи внутренняя аналогия войны олимпийцев, когда равные по силе архетипические элементы находятся в раздоре" .

Экстернализация внутреннего диалога

Концепция "диалогичной личности" зародилась в недрах "бахтинской" школы во второй половины XX века и получила развитие среди философов, филологов и культурологов. Диалогичность стала представляться универсальным принципом, который организует мышление человека, и обеспечивает саморазвитие культуры. Философская концепция диалогичности личности, внутреннего диалога как постоянной динамики личностного бытия, вошла в резонанс с концепцией "Я" в психологии. Рефлексивное "Я" перестало восприниматься просто как совокупность самоощущений, а стало рассматриваться как особая установочная система, структура и ценностно-смысловое содержание которой существенно изменяется в зависимости от того, по отношению к чему оно структурируется.

Используя данную технику, мы представляем своеобразный архетипический срез ролевых паттернов. Это дает нам возможность проследить динамические взаимосвязи между интраиндивидуальными и контекстуальными, межличностными процессами, которые повлияли на формирование ролевых архетипов конкретного индивидуума. Способность человека в разные периоды своей жизни представлять различное расположение "божеств" и воспринимать самые разные диалоги между ними еще раз подчеркивает постоянную динамику, диалогичность личности как вневременную константу человеческого существования.

Отечественный исследователь внутреннего диалога В.Н. Барцалкина пишет: "Внутренний диалог предполагает усмотрение и выявление внутренних противоречий между собственными мыслями и поступками, между действиями желаемыми и реально совершаемыми и т.д. Наличие внутреннего диалога означает, что одна из существенных характеристик личностного развития - "несовпадение с самим собой" (М.М. Бахтин)" . Более того, автор отмечает опасность отсутствия диалогических отношений внутри собственного "я", при которой "человек прочно усваивает свое обобщенное мнение о себе, "сливается" с ним, привыкает действовать в его рамках и стремится (а может и сопротивляться) обновлять его даже в тех случаях, когда обстоятельства явно наталкивают на то, чтобы внести в понимание себя какие-то коррективы" . Таким образом, мы понимаем, что именно существование внутреннего диалога, его гибкость в способности как отстаивать внутренние убеждения, так и принимать "новые голоса" в своих взаимоотношениях с миром, оказывается значимым фактором в развитии личности.

Сочетание идей "диалогической школы" с психологией "Я" дало рождение концепции "Диалогического я" (Dialogical Self), получившей значительное распространение в последние годы. Ее "родителями" считаются Hubert J. M. Hermans и Giancarlo Dimaggio. Концепция "Диалогического я" рассматривает "я" как совокупность частей (голосов, ролей, позиций), имеющих возможность образовывать друг с другом диалогические отношения. При этом всем части далеко не равноправны, а есть "голоса" более громкие и роли более доминирующие. Отмечается также, что характерный сценарий (тип) внутреннего диалога будет отражаться и в реальных отношениях индивидуума вовне. И наоборот, характерные социальные сценарии будут отражаться (а социальные ценности - влиять) на доминирование того или иного внутреннего субъекта, или тон внутреннего диалога в целом. При этом голоса как "представители" различных социальных и индивидуальных убеждений могут группироваться в некие партии, заключать и расторгать альянсы, вести настоящие войны, и все это в надежде добиться своего, отождествления "я" именно с собой. И только рефлексивное Я способно быть тут арбитром, разводить противников по углам, и, конечно, поднимать руку победителя. При этом "внутренними субъектами" могут быть не только различные представления человека о себе, но и отражения значимых для него внешних фигур: это "голоса" родителей, супругов, друзей, детей, авторитетных лиц, противников. Это все те, кто может представлять "другого" во внутреннем диалоге индивидуума. Этот "другой" внутреннего диалога необязательно существует или существовал в действительности, важно лишь то, что эта фигура значима для внутреннего мира человека. В предлагаемой нами технике это голоса богов или богинь, архетипических персонажей, впитанных с молоком европейской цивилизации, но обладающих и мультикультурными характеристиками.

Отмечается, что как для диагностических, так и для терапевтических целей важно понять организацию ролевого репертуара личности. В организации своего внутреннего позиционного репертуара (position repertoire) основатели концепции "Диалогического Я" выделяют несколько важных моментов.

Первый это иерархичность позиций (hierarchy): для сведения воедино фрагментарных установок существует (или должна существовать) та самая сверх-позиция, которая занимается их интеграцией. И в нашей технике это то самое ядро "Я". Только оно принимает окончательные решения (об этом, если необходимо, напомнит Директор).

Второй - доступность позиций (accessibility); если в терапии или по собственной воле вводится новая роль (установка, "голос"), она должна быть доступной, включаться в тех ситуациях, в которых это необходимо. В "констелляциях божеств" мы обычно находим новые "послания" из ролей уже имеющихся персонажей. Обычно они появляются в "разогреве" этой субличности, в результате переговоров, или при перестановке.

Третий - гибкость (flexibility), способность переключаться с одной позиции на другую. Возможность ощутить и понять позиции всех "рабочих" в данной технике субличностей, мы даем при дублировании этих персонажей. Так происходит и своеобразная тренировка этой способности.

Четвертый - аффективное разнообразие (affective variety) позиций, которые должны иметь различную эмоциональную окраску. И как правило оно проявляется как при "разогреве" субличности (в роли которой оказывается протагонист), так и при переговорах и перестановках.

Ряд исследователей школы "Диалогического я" настаивают на том, что в терапевтической реорганизации своего позиционного репертуара особое значение имеет развитие "мета-позиции" (функции наблюдателя), одинаково дистанцированной от всех других, дающей более всеобъемлющий взгляд на происходящее и способной давать оценку тем или иным "голосам Я-сообщества" и выделить из них наиболее перспективные или значимые. Кроме того, именно с "мета-позиции" оказывается возможно провести связи между отдельными голосами и личной или коллективной историей.

Следует отметить, что в концепции "Диалогического я" - "я" всегда диалогично, способно к разделению и отражению кого-то другого. Однако в нашей технике, мы выделяем именно волевое начало неделимого "Я", во-первых для того, чтобы именно оно занималось организацией пространства, во-вторых в соответствии с принципиальным видением роли ролевых культурных архетипов как неисключительной и недетерминирующей характер и судьбу (как волеизъявление) человека. Стоит отметить, что в мужской расстановке роль "организатора и волевого начала" может играть фигура Зевса, однако мы и там упорно отделяем ролевые архетипы от "рефлексивного и волевого, невключенного в мифологический сюжет Я" (и тогда Зевс способен отождествиться с "отцовской фигурой" или воплотить архетип Отца со всеми ее индивидуальными оттенками смысла у конкретного протагониста). Это скорее принципиальный момент, защищающий нас (и протагониста) от опасности идентификации с архетипом.

Что же касается "мета-позиции", то в нашей технике она предоставляется протагонисту как в существовании отдельного "Я", так и в технике "вывод в зеркало", когда он сам способен "извне" увидеть то, что происходит "внутри него". При этом Директор расспрашивает, обращает внимание на отдельные особенности расстановок или диалогов, таким образом помогая найти и выразить объективный взгляд на систему.

Метод

Шаг 1. Разогрев.

Участникам группы предлагается использовать девять бумажных кружочков для обозначения "Я" и 8 ролевых архетипов (своего пола). Необходимо расположить "архетипы" так, как они по сознательному мнению и/или твердому ощущению располагаются относительно "Я". Затем зарисовать полученную схему, обозначая (стрелочками или контурами) типы взаимосвязей между объектами.

Это предварительное упражнение несет функцию как разогрева на тему, так и фокусировки собственной проблемы.

Шаг 2. Расстановка.

Выбранный протагонист выбирает кого-то на роль своего "Я" и восьми ролевых архетипов; ставит их в соответствии с уже имеющейся схемой. (Если при расстановке хочется поставить "объекты" немного по-другому - это допускается.)

Затем протагонист становится на свою роль (своего "Я") и описывает свои ощущения внутри именно таким образом составленной системы. Тут часто происходит окончательная фокусировка темы взаимоотношений "Я" и интроектов.

Шаг 3. Дублирование божеств.

Протагонист входит в роль каждого божества. Директор задает фокусирующие вопросы, в том числе: "Что ты в жизни N (протагониста)?". Протагонист задает позу каждого божества и его текстовые послания, как явные, так и скрытые. Они могут быть адресованы как другим божествам, так и "Я".

Шаг 4. Обмен ролями.

При начинающемся споре божеств или их борьбе за власть, совершается обмен ролями и ведутся переговоры. Директор может играть своеобразную роль "представителя протагониста", "разогревая" неразвитых божеств или же ограничивая тех, что имеют слишком большую власть (Например: "Ты не можешь решать за Лену. Только она принимает здесь окончательное решение".)

Шаг 5. Перестановка.

Директор предлагает протагонисту переставить "субличности" другим способом. После чего вновь вводит его в это роли, или же спрашивает сами "субличности" из ролей, как они себя чувствуют и чего им хочется.

Шаг 6. Вывод в зеркало.

В ситуации неразрешаемого изнутри конфликта проводится "вывод в зеркало" протагониста. Каждая из субличностей заявляет свои послания. Директор обсуждает увиденное с протагонистом. (Эта техника может быть введена уже после шага 3 или 4.)

Шаг 7. Повторные перестановки

Проводятся дублирования божеств, озвучивание чувств и посланий друг другу и "Я", после чего может быть еще и еще перестановки, пока все не окажутся достаточно довольны.

Шаг 8. Новая система

Протагонист занимает место "Я" и все божества дают ему свои послания. Опрос о чувствах протагониста.

Шеринг.

При этом роли субличностей в этой технике не предельно пассивны. Возможно (по знаку директора) высказывание чувств из роли. В некоторых случаях возможно спонтанное движение и самостоятельная перестановка субличностей. Это ценно как пробуждение определенной динамики, при "зависании" или "тупике" протагониста. Могут быть и другие варианты сценария, который, разумеется, каждый раз оказывается индивидуальным.

Стоит отметить и уникальные переживания из роли архетипических субличностей. Даже играя одну и ту же "богиню" каждый раз участник группы испытывает очень индивидуальные переживания, характерные для этого образа в системе каждого конкретного протагониста. Кроме того, в этом процессе проявляется свой личный контакт с этим образом у "вспомогательного Я", участника группы в роли.

Характеристики греческих богов и богинь

О ролевых архетипах богов и богинях греческой мифологии было подробно рассказано в моих книгах: "Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности" (М.: Класс. - 2005) и "Греческие богини: Архетипы женственности" (М.: Класс. - 2005) и книгах других авторов. Здесь мы представим основной экстракт характеристик этих архетипов.

Зевс

Архетип Зевса - это прежде всего роль Отца и Руководителя. Он - тот, кто стоит на вершине большой или маленькой иерархической пирамиды. Он организует всю систему и обеспечивает ее нормальное функционирование. Во внутренней реальности это может быть символ нашего Эго, сознания, Я. А также "отцовский" внутренний голос в нашей душе.

Посейдон

Архетип Посейдона это роль вождя, предводителя, атамана, харизматического лидера. Он - тот, кто стоит во главе какого-то сообщества людей и толкает их на разные… дела. Его стимул - желание. Он умеет вдохновлять или на достижение каких-то понятных целей (часто простых, но не факт, что реалистичных), или на осуществление некоего очевидного в своей эмоциональной обоснованности метода. Его система работает, пока он все контролирует, и пока не наступило время реализации плана.

Это также отцовский архетип. Он представляет собой очень эмоционального и непредсказуемого родителя, снисходительного к "своим" (если не прогневить) и неоправданно жесткого к "чужим", тем более "обидчикам своих". Его мотивы и поведение могут не поддаваться разумному объяснению. Точно также он может быть недоступен для разумных компромиссов и переговоров.

Во внутренней реальности это может быть символ нашей воли, волевых актов, обусловленных сильным желанием или аффектом. Это также "отцовский" внутренний голос в нашей душе. Гадес

Это роль замкнутого отшельника, теневой фигуры и вместе с тем тайного властителя, это также отцовский архетип. Он представляет собой отстраненного или отсутствующего родителя или другого предка, родственника. С ним могут быть связаны какие-то тайны семьи, рода (или гораздо большей общности людей). Это также люди, обладающие особой и тайной властью в нашей жизни: встреча с ними в реальности, всегда встреча с Гадесом в нашем индивидуальном мифе.

Во внутренней реальности это может быть тот самый всезнающий внутренний голос. Это голос нашей Тени, в юнгианском значении этого слова. Он может раскрывать неприятную правду или советовать нечто ужасное. Важно уметь его услышать, определить, отделить от остальных и действовать уже по своему разумению. Деметра

Архетип Деметры это материнская фигура, мать милостивая и щедрая, ужасная и разрушительная. Он накладывается и на нашу реальная мать, и на все другие материнские фигуры в нашей жизни. Его находят женщины в подругах и своих учителях - женщинах, его часто ищут мужчины и в своих женах и других женщинах. Во внутренней реальности это наша Внутренняя мать, та, что по-прежнему имеет дело с нами как ребенком, и с нашим Внутренним ребенком. Та сила, которая способна утешить и дать исцеление…

Гера

Гера представляет собой ролевой архетип Супруги и Хозяйки. Она есть в душе каждой женщины, ожидая своего прекрасного принца или требуя подобающего ей уважения и статуса. Для нее важная своя территория и личная власть на ней. Это ожидание того статуса, которого она заслуживает. И в наше время он необязательно связан с мужчиной. Это также образ "второй половины" в душе, Аниме мужчины.

Афродита

Богиня Афродита это лик самой любви в нашем мире, знакомый как женщинам, так и мужчинам. Это удовольствие и наслаждение от жизни, умение радоваться ей и восхищаться красотой и миром. Вдохновение "из любви к миру" и творчество на радость себе и другим. Алхимия любви и искусства.

Кора - Персефона

Это архетип Божественного Дитя, "маленькой девочки" в каждой женщине. Но подобно гусеничке, которая становится куколкой, а затем превращается в бабочку, архетип Коры вначале развивается в юную девушку, затем переживает опыт плена и жертвы, чтобы наконец стать царицей Подземного мира . Безусловно, этот архетип оказывается важен и для мужской Анимы, очень часто он с ней даже отождествляется.

Аполлон

Аполлон это старший сын в олимпийской семье. Он первенец и наследник, с которого спрашивается многое. Ему необходимо быть лучшим, и он постоянно доказывает это. В спорте или искусстве. Это образ хорошего и правильного сына, любимца своей матери и послушного исполнителя в глазах своего отца. Аполлон наследует опору на законы и рациональность своего родителя.

Это очень популярный, культивируемый образ положительного юноши, успешного молодого специалиста, социально адекватного и предсказуемого. Мы его видим как ролевой архетип у мужчин и архетип Анимуса у женщин.

Артемида

Артемида - дочь страдавшей матери и близнец-соперница прекрасного брата. Она все время защищает женщин и конкурирует с мужчинами (или другими женщинами). Стаи собак и общество нимф в диком лесу ей милее гармонии полиса. Она независима, девственна и опасна. Этот образ знаком и близок женщинам, особенно в последние полтора столетия. Близок он и мужчинам, которые воспевали его как свою Аниму в образе прекрасной, неприступной и жестокой охотницы.

Афина Паллада

Архетип Афины отчасти представляет собой функции, схожие с понятием Анимуса у Юнга и его поколения аналитиков. Но все же это отдельный и именно женский ролевой архетип. Это роль дочери особенно близкой к отцу , его наследницы и продолжательницы дела. А вот для мужчины он будет характерной Анимой - советчицей, мудрым и умеренным внутренним голосом.

Арес

Арес - бог войны. Это роль связана с традиционным мачо-возмужанием в патриархатном обществе. Маленький хулиган проходит через этап подросковых и юношеских драк и побоищ, и если остается жив, то становится на службу общества. Охранять и защищать его от врагов, нападать на врагов, делать новых воинов, возвращаться с войны с щитом или на щите. В женском Анимусе это, конечно, образ "военного, красивого, здоровенного".

Гермес

Это роль посредника, трикстера, значительно облагороженного в олимпийском семействе. Посредник, шутник, хитрец, ловкач. В греческой мифологии и проводник душ в царство мертвых. Это наш внутренний трикстер, "спаситель" или "провокатор", знакомый как мужчинам, так и женщинам.

Гестия

Богиня домашнего очага и священного храмового огня, изображавшаяся анонимной, неузнаваемой, под покрывалом. Это воплощение домашнего уюта, незаметного и совершенно необходимого для того, чтобы дом бы домом. Это также кристальная ясность и четкость видения своего пути в мире, миссия жречества, священнодействия. Этот архетип знаком женщинам, есть он и в Аниме мужчины.

Гефест

Хромой и неловкий в обществе, но талантливый и искусный мастер своего дела, бог кузнечного ремесла - Гефест. Этот образ знаком многим мужчинам и общим характером схожих ситуаций, часто малоосознанно, через Анимус - женщинам.

Дионис

Архетип Диониса, воплощения экстаза и состояния "не - в - себе", безумца и гуру известен нам и как мужской ролевой архетип, и как очень сильный женский Анимус, и как важный культурный архетип.

Геката

Это женский ролевой архетип, который редко выходит на поверхность до достижения зрелого возраста… но затем вдруг властно заявляет свои права. Он знаком и женщинам, и мужчинам. И может являться как тот самый "внутренний голос", говорящий о правде и смысле жизни, о том выборе, что мы сделали или не сделали, о тех последствиях, которые нас ждут… Он может ассоциироваться со старой мудрой женщиной, реальной бабушкой или ведуньей, старицей.

Таким образом, мы можем заключить, что к практике психодрамы применимы теоретические положения аналитических течений психологии, в частности юнгианской архетипической аналитической психологии и концепции "Диалогического Я". Кроме того, важно наметить дальнейшие перспективы изучения влияния психотерапевтических, и психодраматических в частности, техник на организацию внутреннего диалога личности и структуры его "Диалогического Я".

Эта статья посвящена психодраматическому методу "констелляции божеств". Он заключается в символической расстановке ролевых архетипов древнегреческих богов или богинь своего пола вокруг "Я", выявлению их многоголосия, утверждению приоритетности решений "Я", перестановкам и созданию новой структуры. Представлено ее теоретическое обоснование как в рамках пост-юнгианской "арехтипической" психологии, так и в рамках концепции о "внутреннем диалоге" и "Диалогическом Я".

Использованная литература:

1. Барцалкина В.Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте//Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. - М.: 1987 - с. 133 - 141.

2. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М.: Политическая литература. - 1991.

3. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. - М.: Класс. - 2005.

4. Бедненко Г.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. - М.: Класс. - 2005.

5. Иванов В.В. Значение идей М.М. Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики//Труды по знаковым системам. - Тарту - 1973. - вып. 6. - с. 5 - 44.

6. Bolen J.Sh. Goddesses in Everywoman: A new psychology of women. - N.Y. - Harper & Row. - 1984.

7. The Dialogical Self in Psychotherapy/Ed. By Hubert J.M. Hermans & Giancarlo Dimaggio. - N.Y. - Brunner-Routledge. - 2004

This article is devoted to the psychodrama method of "deities' constellation". It consists in the symbolical arrangement of role archetypes of ancient Greek gods & goddesses of own gender round "the Self"; showing up their polilogue, assertion the priority of Self-decisions, rearrangements & creation of the new structure. There we present its theoretical basis in post-Jungian archetypal psychology & in the conception of Dialogical Self.

Галина Бедненко - автор книг "Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности" (М.: Класс. - 2005), "Греческие богини: архетипы женственности" (М.: Класс. - 2005), "Деяния богов: мифодраматический инструментарий групповой работы" (в рукописи).