Галина Бедненко

Героини Афродиты

Отрывок из книги "Греческие богини: архетипы женственности" (М.: Класс. - 2005)

Сноски опущены

Героини Афродиты сталкиваются лишь с испытаниями и ловушками любви. Иного им не надобно, да и одного этого вполне хватит. Богиню утренней зари Эос Афродита покарала ненасытным любовным желанием. История Смирны касаются еще одного проклятья Афродиты, инцестуальной любви, любовному желанию тех, кого так любить нельзя . При этом каждый раз Афродита на самом деле-то хотела наказать кого-то другого (в случае со Смирной - ее мать), но наиболее ужасными последствиями проклятья оказывались эти женщины. Кирка была чародейкой, превращавшей мужчин в свиней. Можно поспорить, была ли она "героиней Афродиты" (непохоже, чтобы она любила мужчин!), но мы выбрали именно эту часть трактовки ее образа.

Эос

Эос - богиня утренней зари, дочь титана Гипериона и титаниды Тейи, внучка Геи и Урана, сестра Селены и Гелиоса. С Астреем Эос породила ветры Борея, Нота и Зефира. "Златоперстая" Эос была влюблена в смертного Титона, для которого выпросила у Зевса бессмертие, забыв попросить вечную молодость. Когда Титон состарился, Эос стало очень грустно. Богиня зари успела навлечь на себя и гнев Афродиты, разделив ложе с Аресом. Богиня любви приревновала любовника и наказала Эос вечным любовным желанием. Следствием этого стало то, что Эос начала похищать молодых людей - Ориона и Кефала.

Как описывает начало дня, приход Эос, Аретино: "в тот самый час, когда впавший в детство старый рогоносец Титон прятал от глаз Дня рубашку своей жены, боясь, как бы этот сводник не передал ее Солнцу, ее сожителю; увидев это, она вырвала рубашку из рук старого безумца и, не обращая внимания на воркотню, явилась перед всеми прекраснее, чем когда-либо, решив назло мужу отдаться возлюбленному двенадцать раз и засвидетельствовать этот факт у всеобщего нотариуса, который зовется Часами" .

История Эос, хоть и не смертной, но проклятой Афродитой богини напоминает нам о бренности любовного очарования и ненасытности вечного поиска идеальной любви. Женщина может быть очарована каким-то идеалом, привлечь к себе мужчину, а затем разочаровать просто от того, что он не только из плоти и крови, но временами и дурно пахнет, или у него морщины, или он еще в чем-то несовершенен. Но постоянный поиск некоего прекрасного образца не утолит желания… Эта история любви древней и прекрасной Эос к смертным героям почему-то мне напоминает "вечно молодых" богатых и известных женщин, которые находят себе то одного молоденького и красивого мальчика, то другого, не в состоянии остановиться или даже воздержаться. В этом видится ловушка Афродиты .

Смирна

Одна царица (супруга то ли царя Кинира, то ли царя Феникса - по разным источникам) так гордилась красотой своей дочери, что похвасталась, что та прекраснее самой Афродиты. Богиня рассердилась и наложила проклятье. Смирна влюбилась в собственного отца и привела его пьяного к себе на ложе, зачав ребенка. Когда от этого союза должен был родиться ребенок, отец чуть не убил Смирну. Но Афродита превратила ее в дерево (и отец разрубил дерево топором, по сути, убив вновь), а ребенка Адониса взяла себе. Здесь мы видим классический семейный инцестуальный треугольник. Когда жена слишком холодна и отдаляется от мужа, она уже не поклоняется Афродите, не принимает ее власти над собой, а наоборот, выдвигает вперед себя - и даже богини - юную дочь. Если мать пренебрегает супругом или даже унижает его, отец сближается, хотя бы эмоционально, с дочерью . Слишком тесная эмоциональная связь может вызвать и более тесную связь телесную, вплоть до сексуальных отношений. "Обычное дело, когда в случае инцеста дочь говорит: "Подонок, что он со мной сделал". И многие другие тоже думают так. Но динамика показывает, что мать выдвигает вперед ребенка, чтобы иметь возможность уклониться от мужа. Если теперь дочь скажет: "Мама, я рада делать это для тебя", она попадет в другой динамический контекст и ей будет легче отмежеваться от отца, от травмы, а также она сможет отмежеваться от матери" .

В истории Смирны миф возлагает всю вину на девушку (и ее няньку, которая помогала споить отца). В реальности ответственность лежит как минимум на обеих (и даже трех) сторонах инцеста. Также в действительности подобные отношения возникают и до вменяемого совершеннолетия дочери или падчерицы, и даже до достижения ею половой зрелости. Но все равно, и тогда случается, что девочку обвиняют в том, что она "сама спровоцировала" действия отца или отчима. Она сама может обвинять себя в том случае, если ей было интересно или приятно, а потом лишь был осознан или внушен ужас содеянного. На это отвечает Берт Хеллингер (и Гунтхардт Вебер):

"Некоторым кажется дурным то, о чем пойдет сейчас речь, а именно: девочка, если это было так, может признаться, что, кроме всего прочего, это было хорошо и приятно. Потому что тогда это становится чем-то обычным, драма прекращается, и рана перестает болеть… они не виноваты, даже в том случае, если это доставило им удовольствие. Девочка вправе признать, что она, несмотря на справедливый упрек в адрес родителей, переживала инцест как нечто увлекательное, ибо ребенок ведет себя по детски, если он любопытен и хочет что-то узнать… Если я слегка фривольно и провокативно скажу: "такой опыт, как этот, слегка преждевременен", это снимет с ребенка вину… совершенно же ясно, что вина лежит на взрослом" .

Кирка (Цирцея)

Кирка (или Цирцея) была волшебницей, дочерью бога солнца Гелиоса и Персеиды, сестрой колхидского царя Ээта. Таким образом, она приходилась теткой Медее, тоже известной чародейке. Кирка жила на острое Эя, а все животные были ее бывшими возлюбленными. Противостоять чарам Кирки смог лишь Одиссей, которому бог Гермес принес волшебную травку "моли" и герой кинул ее в питье, уже подготовленное колдуньей. Затем он выхватил меч, и это вконец покорило чародейку.

В этой истории мы видим женщину - соблазнительницу, у которой много мужчин, но это не приносит ей удовольствия и удовлетворения. Они кажутся ей скотами, и она сама превращает их в зверей. Кто становится диким львом или волком, кто козлом, кто свиньей. Это похоже на характерное поведение куртизанок и проституток, которые мужчин используют (если речь идет о куртизанках, с обычными проститутками это, пожалуй, не так), но видят при этом в них лишь животных, в таковых их, по сути, и превращая. Приведем слова такой "девки" из сочинения Пьетро Аретино:

"Да, я творила зло и раскаиваюсь в этом, но в то же время и не раскаиваюсь. Если б ты знала, сколь виртуозна была я в искусстве сводить с ума! Бывало, у меня в доме одновременно находилось десять любовников, и для каждого у меня находился поцелуй, ласка, нежное слово, рукопожатие. И все чувствовали себя как в раю, покуда не появлялся среди них новенький голубок, весь в ленточках, бантиках, оборочках, как это принято при мантуанском или феррарском дворе. Я принимала его, как и положено принимать того, кто явился к тебе с подарками, и, побросав всех своих поклонников, уводила его в свою комнату. И куда только девалась спесь оставшихся гостей! Она опадала, как опадают лесные орехи после первого заморозка, как опадают цветы на ветру. Сначала слышались только вздохи без слов: вынужденные покориться моей воле, они могли только пожимать плечами, не в силах ничего предпринять. Вздохи сменялись тихими жалобами, при этом одни покусывали палец, другие стучали кулаком по столу, третий отчаянно чесал в голове, четвертый расхаживал по комнате, пятый вдруг выкрикивал издевательский куплет, чтобы сорвать злость. Если мое возвращение затягивалось, они спускались по лестнице и уходили, а в ответ на мой призыв вернуться бросали крепкое словцо служаке или кому попало. Но когда, сделав круг по улице, они возвращались и, поднявшись наверх, находили мою дверь по-прежнему запертой, на них нападало настоящее отчаяние" .

Правду сказать, подобные, хоть и не столь корыстные, "издевательства" случаются намного чаще. Молодые девушки без всякой меркантильной выгоды могут быть жестоки со своими поклонниками. Просто потому, что чего-то хочется, а чего-то нет, а вот сейчас захотелось или наоборот, перехотелось. Или для того, чтобы поиграть и позабавиться, ощутить свою власть, попробовать свою женскую силу. Это обычный искус для девушки, в которой выражена Афродита и… по моему мнению, на определенном этапе их лучше уж попробовать, чем не попробовать. (Это все часто события или действия, о которых мы "и раскаиваемся, и не раскаиваемся").

Интересен сексуальный подтекст "победы Одиссея" над коварной волшебницей. Он не отравлен ее варевом, благодаря помощи Гермеса (что тут дает бог слова - осознание?) и вытаскивает меч, что тут же удивительным образом пугает женщину. Конечно, мы понимаем, что речь здесь идет о мужской силе Одиссея, и видимо, не (или не только) в обычном, плотском смысле. От связи с Киркой у Одиссея рождается сын Телегон, впоследствии нечаянно убивший отца, но это уже обычные для греческих мифов разборки между отцом и сыном.

Кирка, как героиня Афродиты, очень ревнива к своим соперницам. Когда она была влюблена в морского бога Главка, тот по простоте своей попросил ее помочь добиться любви прекрасной девы Скиллы, которая отвергала всех поклонников. Конечно, Кирка превратила Скиллу в чудовище, с женским лицом и телом, состоящим из собак. В этом мы можем видеть и "проклятье Афродиты", тело холодной женщины становится "злым" и опасным. Сценарий Афродиты вообще предполагает обилие любовных треугольников, и как следствие, ревность и месть. Это обычные обстоятельства многих любовных историй. При этом для архетипа в этом нет ни хорошего, ни плохого. Границу между тем, что допустимо, а что нет поставить может только человек. Отделяющий себя от сценарий, разумеется.

© Бедненко Г.Б., 2005

Вернуться в "Мифологию" | Вернуться на главную страницу