Галина Бедненко

Герои Диониса

Отрывок из книги "Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности" (М.: Класс. - 2005)

Сноски опущены

Макарей

Эту историю я нашла в Вячеслава Иванова, в книге "Дионис и прадионисийство". Мифологические энциклопедии обычно обходят вниманием этого жреца Макарея. Был он основателем храма Диониса - Брисея. И однажды он убил одного иноземца, причем в святилище, что было явным преступлением. Богу это не понравилось и он наказал Макарея. Старший его сын, подражая отцу, принес жертву Дионису, убил младшего жреческим оружием и сжег его тело как это делал с жертвой отец. Узнав об этом, их мать и жена Макарея убила своего старшего сына. А уже за это Макарей убил свою жену тирсом, атрибутом жреца Диониса. Когда же Макарей был умер, то по повелению Диониса был погребен за счет людей города.

Сюжет полон странных действий и обезумевших персонажей. Символически трактовать эту историю можно как постепенное сумасшествие мужчины - Диониса. Примечательно то, что проклятье начинается с убийства чужеземца. Жрец, основатель культа и храма (и в этом он последователь Аполлона), отказывается увидеть и признать нечто новое. Он убивает незнакомца, гостя. Почему - неизвестно, никаких явных причин, и даже повода, в истории не упоминается (как это характерно для влияния самого Диониса). Разумеется, с этого момента на жреца падает проклятье Диониса, бога, несущего все новое, помогающего переходить и преступать границы. Характерным для наказаний этого бога становятся тягчайшие преступления, убийства внутри семьи, преступление основных границ человеческого существования. Мне не хочется выводить из этого сюжета какой-то морали. Скажем лишь, что это герой Диониса, ставший его жертвой, не справившийся со своими чувствами и эмоциями. Он в чем-то подобен поклонникам культа Кибелы - Реи, которые в экстазе оскопляли себя, отдаваясь богине. А Макарей и его семья не сдержали натиск стихии Диониса.

Пенфей

История царя Пенфея, противящегося влиянию Диониса, воспета Еврипидом в его трагедии "Вакханки". Вначале он пытался ловить и связывать женщин, заточил в узилище их предводителя. Когда же с божьей помощью они вышли на свободу, царь решил сам за ними проследить и выловить. Особенно ему хотелось уличить в бесстыдстве и привести домой свою мать - Агаву и теток. Но он не понимала, что Дионис уже вселил в него, так гордящегося своей разумностью, безумие. Потому-то ему вдруг приходит в голову переодеться в женское платье, накраситься и водрузить на лоб тиару. Но мать - Агава не узнает своего сына в дионисийском экстазе, она разрывает его на части, думая, что это лев. Ей помогают ее сестры.

Классик юнгианского психоанализа Эрих Нойман трактует историю царя Пенфея как героя, павшего жертвой Великой Матери. Как уже отмечалось нами ранее, в стихии и экстазе он видит лишь угрозу, исходящую от всемогущей богини, от губительного женского начала:

"Пентей - еще один из этих "борцов", которые не могут успешно осуществить героический акт освобождения. Хотя его усилия направлены против Диониса, судьба, определенная ему за его грехи, показывает, что его истинным врагом является Великая Мать. <…> Героический Царь Пентей, так гордящийся своим здравомыслием, пытается с помощью своей матери, ближайшей родственницы Диониса, противиться оргиям, но ими обоими овладевает дионисово безумие. Ему достается судьба всех жертв Великой Матери: охваченный безумием он облачается в женскую одежду и присоединяется к оргиям, после чего его мать в сумасшедшем бреду принимает его за льва и разрывает на куски. <…> Таким образом его мать, вопреки велению ее сознательного разума, превращается в Великую Мать, в то время как ее сын, несмотря на сопротивление, оказываемое его Эго , становится ее сыном-любовником".

Но мы с удовольствием представим вам иную версию. Пенфей имел дело именно с Дионисом, который является не представителем Великой Матери, а самостоятельным мужским, и тоже героическим, архетипом. Его гордыня и стремление контролировать все и вся привели его к неадекватным поступкам и безумию.

Пенфей хотел вернуть мать и другую родню обратно во дворец, вырвав из общества вакханок, но мать его убила. Это, конечно, не про реальную мать, скорее про желание иметь предсказуемую внутреннюю женскую часть. Пенфей хотел вернуть Добрую Мать (и понятную), а получил Ужасную.

Меламп

Меламп (или Мелампод) сын основателя Иолка, жил в сельской местности и перед домом его росло дерево, под которым был змеиная нора. Слуги убили змей, но Меламп похоронил их как людей, а детенышей выкормил. Когда эти змейки выросли, они вылизали ему уши своими языками и с тех пор стал понимать язык птиц. Узнавая от них многое, он стал предсказывать людям будущее. Вдобавок, он встретился с богом Аполлоном и тот тоже научил его прорицать. Рассказывается, как он помог своему брату найти жену, а брата будущей жены избавил от мужского бессилия.

В этой истории мы видим "естественного человека", способного практически "от природы" провидеть и прорицать, то есть понимать язык окружающего мира. Это то, чему может научить Дионис. К тому же, Меламп научился достаточной духовной дисциплине от Аполлона. Особенно интересным для нас будет то, что аргивянок, впавших в безумие после визита в город Диониса и его конфликта с царем Пенфеем излечил тот же Меламп. Он исцелил женщин "возгласами и плясками, как бы внушенными божеством", то есть вполне дионисийским способом. Это история о мужчинах - Дионисах, которые могут вытащить людей из хаоса, лабиринта невнятицы, спутанности, безумия. Но не привычным всеконтролирующим методом Аполлона, а творчески, давая реализоваться в творчестве или каких-то действиях. Это методы современных течений в психотерапии: артерапии, психодрамы, телесной терапии, драматерапии, танцедвигательной терапии. (Аполлоновским методом, для сравнения, был бы бром или антидепрессанты.)

Некоторые современные приемы управления толпой очень напоминают подход Мелампа, когда выбирается "меньшее из зол". "Так, два - три агента, проникнув в ядро агрессивной (или готовой превратиться в агрессивную) толпы, имитируют испуг и распускают слухи: "Они идут! У них оружие!" Рекомендуется также по возможности сочетать это со звуками, похожими на выстрелы за углом. Под влиянием таких стимулов вместо массовой агрессии возникает массовая паника, что в конкретных случаях все-таки "менее плохо" . Также разграбление в таких случаях считается более приемлимым с точки зрения социальных последствий злом, нежели погромы с убийствами и насилием. Есть способы повернуть настроение толпы к стяжательству. Или к совершению символических действий. Таким актом стало снесение памятника Ф.Э. Дзержинского на Лубянке, вместо возможного штурма известного здания. Говорят, это тоже результат работы агентов, вовремя переориентировавших на эту цель собравшуюся толпу.

Тиресий

Тиресий - знаменитый слепой прорицатель греческой мифологии. Способности предвидеть будущее являлась компенсацией его слепоты. Существуют две истории о том, как это произошло. По гимну Каллимаха, посвященном Афине Палладе, Тиресий еще будучи юношей случайно увидел обнаженную купающуюся Афину, и та ослепила его, но по просьбам его матери, нимфы Харикло, дала дар прорицания. По другой версии, Тиресий ударил палкой совокупляющихся змей, за что был превращен в женщину (кем - неясно, просто взял и был превращен, в наказание). Спустя семь лет точно в такой же ситуации он сделал то же самое, чтобы превратиться вновь в мужчину. Вспомним тут историю Мелампа, который стал пророком после спасения змей; история же Тиресия связана с оскорблением змей и снятием этого оскорбления. После этого, когда Зевс и Гера поспорили, кто получает от акта любви большее удовольствие, мужчина или женщина, они спросили об этом Тиресия. Тот отвечал, что женщина получает его раз в девять больше. Рассерженная Гера ослепила Тиресия (она-то, возможно, хотела представить половой акт как уступку мужу). Зато Зевс наделил его и даром прорицания, и жизнью, превышающей обычную в семь раз. Но даже после смерти Тиресий сохранил свой дар и Одиссей спускался в Подземный мир именно для того, чтобы с ним посоветоваться.

При жизни же, престарелый Тиресий участвует в оргиях Диониса и советует царю Пенфею также им предаться. Они отправляются на празднества вместе с престарелым же героем Кадмом (и незримый Дионис поддерживает дряхленького Тиресия):

И я - старик вверяюсь старику:
Не правда ль, ты укажешь, где плясать мне
И где, остановившись, затрясти
Седою головой? Я столько силы
В себе почувствовал, что день и ночь
Готов стучать о землю тирсом Вакха:
Веселье нам снимает годы с плеч.
(Еврипид, "Вакханки", 182-188. Перевод И. Анненского)

По своему характеру Тиресий скорее герой Аполлона. Он обладает исключительным даром богов. Но в старости он отдается групповому веселью и мистическим радостям. И мы можем тут говорить о мужчинах - Дионисах, "вечных подростках", отдающихся своей игре. Это пятидесятилетние рок-музыканты, трясущие седенькими хайрами и все еще достаточно ловко перебирающие гитарные струны или выводящие куплеты о бунте против миропорядка и торжестве сексуальной революции. Их не сломали десятилетия разнообразных излишеств и пороков. Они по-прежнему в авангарде.

Иногда уже в преклонном возрасте к людям приходит любовь. Или воспоминание о былой любви. И тогда старушка шлепает старичка полотенцем, а тот игриво уворачивается и убегает. Или после смерти супруги, дедушка вдруг приводит в дом свою старую подругу, "походно-полевую жену" военных времен. Они ведут себя как двадцатилетние и днем спят в обнимку на односпальной кровати. Этот неожиданный поворот, как будто возвращение в молодость, тоже может быть фантазия Диониса.

Орфей

Мы уже говорили об Орфее как герое Аполлона. Но есть черты, роднящие его с героем Диониса. По Аполлодору именно Орфей изобрел мистерии Диониса. Это указывает на его способность контролировать стихийные силы. Не зря особенно любимы были изображения Орфея, играющего на лире, в окружении диких зверей, никто из которых не пытается съесть соседа или самого музыканта. Эта власть над неуправляемой стихией может быть присуща и Дионису, и Аполлону. Правда, у каждого из них вои методы.

Орфей спускается в Подземный мир, чтобы вывести Эвридику. Она представляет здесь Аниму мужчины. "Это фемининный компонент психической структуры каждого мужчины, его внутренний партнер и вдохновительница в течение всей его жизни, самое очаровательное и самое чистое создание. <…> Именно она придает жизни ощущение красоты и смысла" . Анима в Подземном мире может означать как подавление этой своей "женской", особенно чувствительной части, так и постоянное пребывание в депрессии, присущее мужчине - Дионису.

© Бедненко Г.Б., 2005