Галина Бедненко

Архетип Гефеста

Отрывок из книги "Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности" (М.: Класс. - 2005)

Сноски опущены

Миф о Гефесте

Гефест - греческий бог земного и подземного огня, кузнечного дела и других искусств и ремесел. Примечательным образом, он - как и Арес - то считается сыном Зевса и Геры, то сыном одной Геры, рожденным ею партеногенно. Впрочем, в мифологии Гефест был связан только со своей матерью. Фигура отца не была для него особенно значимой. Можно предполагать, что отцовство Зевса было скорее номинальным и поздним сообщением.

"Бог-кузнец Гефест уродился таким хилым, что его мать Гера, чтобы не мучить себя жалким зрелищем, какое являл собой ее сын, решила сбросить его с вершины Олимпа". Гефест сумел отомстить своей матери за отвержение. Он изготовил великолепный трон для нее, однако как только та на него уселась, то ее сковали прежде невидимые узы. Освободить ее смог только сын. Тогда его признали равным другим олимпийцем. Это, а также то, что он вырос и научился делать разные полезные и красивые вещицы, повлияло на его согласие матери вернуть его в семью. С тех пор Гефест души в ней не чаял и заступался за мать перед Зевсом.

Гефест в отличие от других олимпийцев представлялся несколько звериноподобным - косматым, волосатым и даже уродливым - хромым на обе ноги и, вместе с тем, очень могучим. Это сближает его с хтоническими силами.

…от наковальни великан закоптелый поднялся
И, хромногий, медлительно двигал увечные ноги:
Снял с горна мехи и снаряды, какими работал,
Собрал все и вложил в красивый ларец среброковный;
Губкою влажною вытер лицо и могучие руки,
Выю дебелую, жилистый тыл и косматые перси;
Ризой оделся и, толстым жезлом подпирался, в двери
Вышел хромая…
(Гомер. Илиада. Песнь XVIII. 410 - 417)

Гефест - главный изобретатель и мастер - ремесленник греческого Олимпа. Он кует молнии для Зевса, доспехи для богов и героев, например панцирь Геракла, строит дворцы для других божеств (потому он - первый архитектор), придумывает самодвижущиеся треножники для святилищ. Он - создатель всяких одушевленных механизмов: быков царя Ээта, с медными ногами и огнедышащими пастями или собаку, от которой никто не мог убежать. Ему даже прислуживали девушки, сделанные им из золота. Прославился Гефест и созданием женских украшений, как искусный ювелир. Особенно удаются ему хитроумные ловушки и даже разные опасные вещи.

Гефест способствовал рождению богини Афины, стукнув своего отца (с его разрешения) молотом по голове, откуда и появилась богиня мудрости и доблести. В культовой практике Афин они почитали совместно, им принадлежал один и тот же храм. В мифологии он был в Афину влюблен. По злой шутке Посейдона он даже решил, что та ответит ему взаимностью и попытался овладеть Девой, однако, та убежала. Впрочем, их сын после долгих мытарств родился , хоть и со змеиными ногами и был назван Эрихтонием.

Женой Гефеста стала прекраснейшая из богинь - Афродита. Детей у них не было. Более того, Афродита часто изменяла Гефесту. Ее самым постоянным любовником был бог войны Арес, но случались и другие любовные увлечения. Гефест попробовал проделать с неверной женой тот же трюк, что и с матерью, когда поймал в сети ее и ее любовника "с поличным". Но ход не удался. Остальные боги высмеяли самого Гефеста и позавидовали Аресу. От многих любовников Афродита рожала детей, но не от своего законного мужа Гефеста. Иногда супругой Гефеста называется Харита.

В классической мифологии Гефест временами играет роль придворного "дурачка", примиряющего богов. И все же он сохраняет черты древнего грозного бога, который может заставить трепетать большинство своих собратьев. Тем не менее, Гефест, похоже, боится своего отца. По приказу Зевса он, например, приковывает к скале Прометея. В остальном Гефест мало принимает участие в олимпийских интригах. Он особенно не покровительствует героям, неизвестно о его любовных приключениях, ни с кем постоянно не враждует и не ссорится. Постепенно грозный бог огня уходил в тень, под землю.

Ролевая модель

Отвержение родителями

В жизни мужчин - Гефестов мы можем часто видеть холодную, отвергающую и тем не менее нежно любимую мамочку. Они могут всю жизнь стараться заслужить расположение своей матери. Конечно, в этом случае она не должна быть постоянно отвергающей. Она скорее "то дает любовь, то отворачивается": "Ты плохой мальчик, я не буду тебя любить", "Вот молодец, теперь все сделал правильно". При сильной фигуре сурового отца, матери Гефестов склонны всегда поддерживать и транслировать его точку зрения. В доме, подобно свержению бога с Олимпа, у мальчика - Гефеста может не быть своего "нормального" места. Это скорее углы, где хранятся важные ему лично вещи, места под столами и тумбами. Делает уроки он за обеденным столом, когда тот освобождается, одежду ему выдает мама из общего шкафа, даже спальное место может быть каким-то непостоянным, вроде "кресла-кровати".

Иногда сын - Гефест имеет не столько холодную по каким-то причинам, сколько крайне тревожную мать, неспособную подарить достаточно любви своему сыну. Больной ребенок также вызывает ее раздражение и обеспокоенность. Альфред Нобель родился достаточно хилым ребенком, в семье, где уже были дети, многие из которых умирали в младенчестве. А экономическая ситуация в стране тогда была более чем удручающей. Позже в своей автобиографической юношеской поэме напишет:

Моя колыбель была похожа на кровать
мертвеца, и в течение долгих лет
рядом с ней бодрствовала моя мать,
беспокойная, испуганная:
так малы были шансы сохранить
этот мерцающий огонек.

И все же Гефест находит поддержку. Его приютили две морские богини: Фетида и Эвринома. Они символизируют не столько вдруг обнаружившиеся реальные материнские фигуры на замену (например, добрую бабушку или тетю), сколько уход в свои эмоциональные переживания ("морские пучины") и нахождение там некоего психического ресурса, душевной поддержки.

В тоже время какое-то двойственное отношение к себе часто остается у мужчины - Гефеста на всю жизнь. Навсегда прославивший Швецию Альфред Нобель, когда его брат попросил рассказать что-нибудь о себе для семейных мемуаров, ограничился следующим замечанием: "Альфред Нобель, тщедушное существо, которое из человеколюбия акушер должен был придушить с первым же криком".

Черты Гефеста часто возникают у сына деспотичного отца. Такие отцы формально лояльны, но требуют, чтобы мальчик шел строго определенным ими курсом. В случае неповиновения строго наказывают или выражают очень резкое неприятие. Сын Гефест может появиться у отца этого же типа. Отец Альфреда Нобеля - Эммануэль сам был изобретателем и довольно удачливым. И Альфред продолжил профессиональную линию. Вот кстати, довольно характерное описание этого типа, по портретам Эммануэля Нобеля, сделанным после пожара, когда сгорел дом и все имущество семьи : "От его фигуры исходит какая-то невероятная мощь и лишь несколько недовольное и обеспокоенное выражение лица может ослабить это впечатление" .

Простофиля

Мужчина - Гефест может производить впечатление простофили, дурачка, человека социально неадаптированного. Кажется, что он не знает, что и когда нужно говорить или делать. Он как будто все делает невпопад или не совсем так, даже думает как-то по-другому. Но это его поведение или восприятие временами оказывается очень важным. Роль Дурака бывает близка сюжету о Трикстере - Гермесе. В то же время, Дурак оказывается порой рядом со Святым Безумцем - Дионисом. Но Гефест это скорее Простофиля, тот, кого обманывает хитрые Ловкачи - Гермесы. Или же тот единственный, кому удается решить загадку, выполнить задание и совершить тот самый нужный поступок. Это простак Парсифаль, которому единственному удается рассмешить Деву, которая не смеется, и тот, что вдруг победил самого злого, Красного Рыцаря, тот, кому посчастливилось найти и вновь потерять Святой Грааль. Это Иван Дурак русских сказок, тот неразумный сын отца, который единственный из всех поступает единственно правильно. Доброта, искренность, открытость ко всему необычному и новому дают ему возможности выбрать верный путь в своем нелегком приключении. "Дурак, наивный, бесхитростный, живущий сообразно каким-то своим законам… самое главное свойство - наивно удивляться обыденным вещам, благоговеть перед повседневной рутиной. "Что ты говоришь! - восклицает Дурак. - Неужели?!"

В жизни таким мужчинам тоже приходится изрядно постараться. Конечно, он может на всю жизнь остаться славным добрым парнем, к помощи которого охотно прибегают, но не торопятся отплатить благодарностью. Тем, кто не умеет считать деньги и всегда готов снять с себя последнюю рубашку, пожалев ближнего. Он может не замечать измен супруги и всю жизнь подчиняться капризам своей матушки и веря ей на слово. Это и опустившийся юродивый, пьющий добряк со странностями, ворующий часто в ущерб себе же. "Тридцать три несчастья" - это тоже про него.

Социальная изоляция

Второй раз Гефест был сброшен с Олимпа уже Зевсом. Он осмелился высказать громовержцу, что тот поступает нехорошо, подвешивая свою супругу (и мать Гефеста) Геру между землей и небом . И был свергнут вниз, на землю. В жизни мужчин - Гефестов мы тоже можем наблюдать некую социальную отверженность или изоляцию. В детстве, из-за болезненности, мальчик может сидеть все время дома и не научиться особенно общаться со сверстниками.

Альфред Нобель в восемнадцать лет в своей поэме так это описывал:

И вот я снова маленький мальчик.
Слабость по-прежнему делает его
чужаком в том мире, где он живет.
Когда его друзья играют, он - лишь
задумчивый зритель;
лишенный удовольствий своего возраста,
его разум пускает ростки того, что
будет потом.

Воображение парит
в высотах, которые только доступны мысли;
тогда был неизвестен способ остановить
его полет
или хотя бы нащупать границы
упоительных мечтаний.
Прошлое, настоящее, отягощенные
ощущением, что ты несчастен,
казалось, были только трамплином,
первым шагом к будущему счастью .

Здесь мы видим, несмотря на тяготы изоляции, предчувствие чего-то иного, какое-то стремление достичь чего-то большего или неведомого. Быть может это свидетельство контакта с "морскими богинями", таинственными силами души мужчины. А вот если такой мальчик находит своих "Фетиду и Эвриному", скажем, лишь в бабушке или других опекающих женских фигурах, то скорее всего останется вечным их "придатком". Отверженный матерью, он слишком крепко ухватится за протянутую ему руку и не уйдет далеко. Все мы встречаем время от времени таких великовозрастных юношей в растянутых тренировочных (или в явно старомодной одежде) с каким-то озабоченным выражением лица, ведущих под ручку своих стареньких бабушек.

Бог Гефест даже после достижения им высот мастерства находился в некоей изоляции от бурной жизни Олимпа. Так и вполне успешный мужчина - Гефест может сам выбрать жизнь в одиночестве, рядом со своей мастерской и сараем с инструментами. Обычно при этом его и считают человеком где-то "не от мира сего", он находится на краю обычного социального мира семьи, деревни. В городе это мастер, которого вызывают на помощь при крайней необходимости (починить кран, повесить полки, установить стиральную машину, собрать кухню), а все остальное время и не вспоминают. Это может быть и просто социальная неприметность мужчины - Гефеста. Помните статус "простой советский инженер" как символ городской обыкновенности?

Мастер "Золотые руки"

Бог Гефест был главным творцом и ремесленником среди всех греческих богов. В культуре Древней Греции мы видим также расцвет художественно-ремесленного творчества. Жители Аттики считали себя "сыновьями Гефеста".

Обратим внимание на чертоги Гефеста:
Тою порою Фетида достигла Гефестова дома,
Звездных, нетленных чертогов, прекраснейших среди Олимпа,
Кои из меди блистательной создал себе хромоногий.
Бога, покрытого потом, находит в трудах, пред мехами
Быстро вращавшегось: двадцать треножников вдруг он работал,
В утварь поставить к стене своего благолепного дома.
Он под подножием их золотые колеса устроил,
Сами б собою они приближались к сонму бессмертных,
Сами б собою они возвращались, взорам на диво.
В сем они виде окончены были; одних не приделал
Хитроизмышленных ручек: готовил, и гвозди ковал к ним.
(Гомер. Илиада. Песнь XVIII. 369 - 379)

Мужчины - Гефесты всех времен это те, кто умеют и любят работать руками. Они постоянно стремятся к техническому усовершенствованию тех или иных механизмов или приборов. Они сразу "видят", что можно сделать и что будет наиболее эффективным. Мне сложно это понять самой, но это то, что меня всегда изумляло и восхищало в мужчинах вообще . Мужчины - Гефесты же способны трудиться от зари до полночи, корпя над каким-то техническим заданием, изготовлением поделки, разгадкой прибора, улучшением изобретения. Они невероятно старательны и упорны. Они пробуют то один материал, то другой, применяют разные способы и вновь начинают все заново. Только для того, что получилось все, как надо. Современных программистов, мне кажется, тоже зачастую можно отнести к мужчинам - Гефестам.

В мифологии боги - кузнецы часто связаны с племенем "маленьких подземных существ": греческих кабиров , скандинавских черных альвов, поздних европейских гномов, чертей христианской культуры. В современной культуре фэнтэзи гномы наделяются преувеличенными качествами и способностями типичного мужчины - Гефеста.

Вдохновение и дарование

Известна история о том, как Гефест вырыл для колхидского царя Ээта, отца известнейшей волшебницы греческого мира - Медеи, четыре источника, текущих из под виноградной лозы. Они били водой, молоком, оливковым маслом и вином. Мы уже говорили о том, что еще в детстве мальчик - Гефест может науиться находить контакт с таинственными, вдохновляющими силами своей души. Умение находить этому вдохновению форму и воплощение в реальной жизни, наверно, и можно назвать даром, талантом, гением. Дар и талант - то, что нельзя купить или просто научиться - необходимо развивать и не тратить на всякие пустяки. Иначе источник вдохновения иссякнет. И наоборот, удивительным образом, люди, успешно реализующие свой дар могут быть талантливы и в других областях. У них как будто сил, и творческих, и физических больше чем у обычного человека. Раньше мы приводили стихи Альфреда Нобеля, а теперь обратимся к произведениям гениального скульптора и ювелира эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини. Он писал сонеты, и некоторые из них не лишены известного утрирования и желчи, порой так свойственной людям искусства:

Бессмертный Бог, великий, триединый,
Творец небес, земли, Кто сделал нас
Достойными руки своей, Кто враз
И без набросков создал мир предивный,

Слепил скульптуру первую из глины
И ангелам представил напоказ;
Один из них впал в зависть - и тотчас
Смерть, ад и распри хлынули лавиной.

Низвергся в огнь со всею ратью тот,
Кто зависти и злобы не смирил
Пред Тем, Кто высшей красоты создатель;

И первым живописцем стал; и вот
Он столько душ тенями обдурил,
Как ни один порядочный ваятель .
(Сонет XII. Перевод А. Косс)

В этом сонете Челлини то ли глумится над противниками (считающими лишь живопись на чистых холстах искусством, а работу с драгоценными металлами - всего лишь ремеслом; кстати в наше время эта точка зрения возобладала), то ли иронизирует сам над своим пылом, превознося искусство ваяния над живописью. Но нас здесь интересует и само отношение к своему таланту и умениям как к проявлению божественного в человеке. В акте творения человек подражает самому Богу.

Механик

Бог Гефест, как мы уже не раз говорили, очень любил делать разные работающие механизмы. Трудно вообразить нам, уже привыкшим ко множеству таких вещей, что-либо подобное в Древней Греции. Можно пофантазировать на тему "древние греки предсказали появление роботов" или даже "они их видели своими глазами, их принесли инопланетяне, только потом они разбились". Но в рамках данной книги мы видим в этом скорее потребность, жгучее желание, свойственное Гефесту и мужчинам этого типа, делать подобные штуковины. Вот она-то и привела, по всей видимости, к изобретениям и открытиям, сделанным в этом направлении. Кстати сказать, я главным образом за мужчинами замечала потребность наделять механизмы свойствами одушевленного существа, по крайней мере в своем представлении. Это касается обычно не всех, но каких-то особых для них аппаратов: автомобилей, компьютеров или даже стиральных машин поначалу.

Мужчины - Гефесты обожают разные секретные механизмы: потайные пружинки, открывающие крышечки и защелкивающие замки, незаметные кнопочки и предметы - "трансформеры". Помните брошь, превращавшуюся в браслет в комедии Оскара Уайльда "Идеальный муж"? Она же стала ловушкой для коварной миссис Чивли. Тоже очень по-гефестовски, такой механизм с оковами. А потайные комнаты и проходы, открывающиеся с помощью рычага, замаскированного в виде книжного томика? Классика приключенческого жанра.

Экспериментатор

Мужчина - Гефест в науке это практик и экспериментатор. В этом он отличается от Аполлона - теоретика. Занятно сравнить отношение к исследованиям двух корифеев и соперников: Тесла и Эдиссона. Первый рассчитывал теорию и строил приборы вначале мысленно, мог, все также визуализируя, находить недостатки в своей работе и лишь когда она казалась ему точной и правильной, воплощал свою идею в материале. Эдиссон же был экспериментатором, предпочитавшим "метод научного тыка", что на редкость по-аполлонски.

Гефесты - ученые вообще сильно отличаются от ученых - Аполлонов. Последние вначале придумывают некую теорию и пробуют ее представить публике. Если их пытаются опровергнуть, они все также в теории защищают свою точку зрения. В качестве доказательств они объясняют, какой именно эксперимент подтвердил бы их точку зрения. Оппоненты возражают на тему, насколько связан предполагаемый эксперимент с обсуждаемой темой. На это вновь уходит время. Затем, в качестве последнего аргумента Аполлон проводит наконец физический (химический, какой угодно иной в рамках естественных наук) эксперимент и доказывает свою правоту, или наоборот, оказывается неубедительным и несостоятельным. Мужчины - Гефесты поступают наоборот. Они способны вначале представить блестящий эксперимент, но с неохотой что-либо объясняют, особенно если реакция публике им пришлась не по душе. Так рассказывают историю о знаменитом ученом Никола Тесла, который представил публике какую-то коробочку с двумя проводками, подсоединил ее к машине без двигателя и катался со скоростью 150 км. Когда окружающие заподозрили что-то неладное, он рассердился и унес коробочку. До сих пор, однако, никто точно не знает, как же ездила эта машина.

Безумный изобретатель

Характерная роль мужчины - Гефеста это "безумный изобретатель". Квартиру он давно превратил в склад деталек и мастерскую или заполнил всю комнату своим единственным аппаратом (например, позволяющим считывать фазу быстрого движения глаз у человека во время сна - да, такой прибор может быть довольно большим). У него проблемы с женой, которая не понимает его исканий и выселяет его в сарай, если этот сарай есть, выгоняет его из дома или пытается сдать в лечебницу. Чем больше простора и места, куда этот человек может уйти и позаниматься в свое удовольствие, тем лучше. Потому выживают изобретатели в маленьких городках и даже селах. Их считают чудаками, но обычно хотя бы не мешают. И жена занята огородом, хозяйством, утешается: "Не пьет, не буянит… что еще надо?.."

Современная "научная фантастика" и литература "фэнтэзи" обожают сюжет о Безумном Изобретателе. От них не отстают научно-технические кинобоевики. Почти вся "бондиана" строится на идее появления сверхмощного супероружия в руках у сумасшедшего технического гения или доступа к оному не более здравомыслящего мстителя всему человечеству. Множество фильмов про сверхужасных чудовищ (обычно это хтонические существа: пауки, змеи, динозавры, акулы или насекомые) в завязке обнаруживают историю о лаборатории с беспечными и наивными или же безумными учеными, которые и ввели в мир таких страшилищ. Конечно же, на самом деле эти фильмы рассказывают нам о страхе Эго перед чудовищами из бессознательного. Неудивительно, что именно мужчина - Гефест становится архетипической фигурой создателя чудовищ или их проводника. Этот архетип находится ближе и к Тени - вытесненному из сознания, и к силам бессознательного. Он сам постепенно, по мере его погружения в подземный мир или жерло вулкана становится теневой фигурой. В современным киномифах убежище Гефеста представляется затерянной где-то в пустыне секретной лабораторией.

Видения и прозрения

История науки знает множество открытий, совершенных благодаря наитию, прозрению или даже видению. Не будем вспоминать всем известную историю про таблицу великого русского химика, а обратимся к гениальному исследователю и экспериментатору (Гефест всегда экспериментатор, в отличие от Аполлона), отцу современной теории энергосистем и даже любимых современными экстрасенсами "энергоинформационных наук". Мы про него уже говорили. Это Никола Тесла. Именно он изобрел генератор переменного тока, резонансный трансформатор (трансформатор Тесла). Создал первый электромобиль, построил первый радиоволновый передатчик, открыл возможность исцеления человека с помощью высоких частот тока. Его именем названа единица измерения плотности магнитного потока (магнитной индукции).

Этот выдающийся ученый утверждал также, что первоначально визуализирует свои открытия и получает ответы, прибегая к активному воображению:

"Момент, когда кто-то конструирует воображаемый прибор, связан с проблемой перехода от сырой идеи к практике. Поэтому любому сделанному таким образом открытию недостаёт деталей, и оно обычно неполноценно. Мой метод иной. Я не спешу с эмпирической проверкой. Когда появляется идея, я сразу начинаю её дорабатывать в своём воображении: меняю конструкцию, усовершенствую и "включаю" прибор, чтобы он зажил у меня в голове. Мне совершенно всё равно, подвергаю ли я тестированию своё изобретение в лаборатории или в уме. Даже успеваю заметить, если что-то мешает исправной работе. Подобным образом я в состоянии развить идею до совершенства, ни до чего не дотрагиваясь руками. Только тогда я придаю конкретный облик этому конечному продукту своего мозга. Все мои изобретения работали именно так. За двадцать лет не случилось ни одного исключения." .

Оставив множество тайн и загадок, Никола Тесла остается излюбленным персонажем научно-фантастических историй. Он и сам полагал, что общается с существами иных миров, страдал навязчивыми страхами, действительно, человек был удивительно странный. И великий гений.

Искусство и ремесло

Искусство и ремесло не разделяются мужчиной - Гефестом. Он всегда творит нечто новое, существенное, значимое. И материал или техника тут значения для него не имеют - он создает новую Вещь, Продукт, Произведение для этого мира. В этом его отличие от художника - Аполлона, который в своих произведениях всегда демонстрирует себя, свой талант, свое особое видение мира. Для мужчины - Гефеста, опять-таки в отличие от Аполлона, не особенно важна традиция, если она не может научить его ничему новому и не соответствует его творческой задаче. Маньеризм на излете эпохи Возрождения, авангард и модернизм - вот прибежище творцов - Гефестов. Аполлоны же всегда налегали на классику.

Интересно своеобразное описание творцов эпохи маньеризма: "Их своеобразие проявляется и в их темпераменте, и в их интеллекте. По темпераменту это, как правило, были "сумасброды", романтики, люди, зачастую поглощенные самим собой. Биографы почти всегда награждали их одними и теми же эпитетами: "дикий", "странный", "подозрительный", "меланхолический", "одинокий", "рассудочный"; одними и теми же кличками: "безумец", "привереда", "пачкун"." Это тоже очень характерные описания мужчин - Гефестов. Талантливые и гениальные творцы, обычно неприспособленные к жизни, страдающие из-за отношения к ним окружающих и вместе с тем порой отталкивающие тех, кто пытается помочь. И самым оскорбительным для них оказывается пренебрежение к их таланту. Аполлон обижается за себя, Гефест - за свой гений.

Соперничество

Если мужчина - Арес ищет соперничества и находит его, то Гефест предпочел бы остаться единственным и неповторимым. Обыкновенно, ему это не удается, находятся и другие мастера - умельцы. Мужчина - Гефест может подобно Аполлону соревноваться опосредованно, создавая все более прекрасные вещи или совершая открытия. Порой подобно Аресу он вступает и в откровенную борьбу, не сдерживаясь и доходя до ярости и ругани, оскорблений и физической расправы над соперником. Характерным именно для Гефеста образом он может годами копить в себе зависть и злобу на соперника, постоянно нелестно вспоминая о нем и о всех его учениках. Отсюда же идет соперничество многих течений и школ. Это происходит и в сфере Аполлона, но если там критерием может являться традиция и тактическое преимущество, то в сфере мастерства Гефеста критериями могут быть эффективность, универсальность, мастерство изготовления, удобство, эстетическое удовольствие. Гефесту не требуется оглядываться назад и следовать чьему-то курсу. Он хорош именно тогда, когда придумывает что-то новое. Отсюда зависть к талантам и способностям, тому, что кто-то нашел, а другой нет. Это часто то, чего нельзя добиться упорным трудом, а дается и находится по наитию (потом, правда, придется потрудиться для воплощения, но для Гефеста это не бывает мукой).

Хирург

Обычно целителем называют Аполлона и его сына Асклепия. Однако же и образ Кузнеца связан с лечением. Это либо исцеление с помощью некоей магии, либо изготовление богом - Кузнецом недостающей части тела для человека. Так Гефест сделал плечо Пелопу. Так даже в сказке о Волке и Семерых Козлятах кузнец перековывает горло Волку, чтобы голос стал тоненьким как у Козы - мамы. Иными словами, Аполлон символизирует терапевтический подход к излечению человека, а Гефест - костоправский, хирургический.

Спору нет, в ряде случаях именно хирургия способна спасти человеку жизнь. Однако мы знаем и порой увлеченность медиков - узких специалистов именно жесткими, оперативными методами. Применение удачной техники для врача может оказаться более важным приоритетом, чем, как это ни парадоксально, здоровье человека в будущем. Я сама с горечью порой думаю об операции, которую мне сделали в детском возрасте. Много позже я узнала, что к тому времени существовали и терапевтические способы лечения болезни, как с помощью сильных антибиотиков, так и - особенно - гомеопатические.

Дабы отвлечься от грустных переживаний, упомяну о том, что меня развлекает и забавляет. Это помешанность на пластической хирургии. Конечно, в отдельных случаях помощь врача необходима: после катастроф, исказивших внешний облик человека или действительно, как исправление врожденных очевидных недостатков. Но сонмища юных, молодых и дам в возрасте, жаждут исправить себе то или это: уголки губ или глаз, форму крыльев носа, размер бюста или живот. Примечательно это является явным влиянием архетипа Афродиты, богини красоты. Это ее требование - быть лучше всех, быть совершенством. Именно она была женой - да, неверной, но женой - бога Гефеста. Так и современные пластические хирурги иногда берут себе в жены совсем молоденьких девушек, которые счастливы только после очередной переделки лица или тела и страдают от невозможности совершить оную, скажем, ровно в тот день, когда им хочется.

Мастер музыкальных инструментов

Бог - кузнец в различных мифологиях оказывается связан с музыкой и голосом. Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты, бесспорно как всякие ремесленники представляют тип мужчины - Гефеста. Но особенная архетипическая сила дается редким мастерам своего дела, тем, что совершенствуют старые и придумывают новые инструменты, изготавливают их так, что столетиями другие мастера не могут приблизиться к этому совершенству. Конечно, сразу вспоминаются знаменитые скрипки итальянских мастеров. Создавая инструмент, мужчина - Гефест находит еще один способ выразить порой невыразимое словами - эмоции, переживания, чувства, впечатления, любые душевные течения. Это очень характерно для архетипа этого бога. В наше время, благодаря новым технологиям, придумано множество новых музыкальных инструментов .

Уход от цивилизации

Мы уже говорили о путешественниках. Мужчина - Гермес с охотой идет странствовать по разным незнакомым местам, знакомится с новыми людьми и культурами, заводит множество знакомств и, вернувшись, много рассказывает о своих путешествиях или пишет книги. Гефест же не столько путешественник, сколько отшельник. Это человек, предпочитающий по каким-то причинам или душевному складу "уход от цивилизации". Он живет один или в скудной компании близких животных где-нибудь на краю мира, в забытых и заброшенных человеком или вовсе в малопригодных для жизни человека местах. Это полярники и метеорологи дальних станций, все "технари - отшельники", которых разбросала по земле если не профессия и распределение, то собственное желание жить так, как хочется, вдали от суеты городов и цивилизации. При этом, именно благодаря своей "гефестовской" способности сделать из ничего удобную и полезную, порой необходимую вещь, довольствоваться малым и выживать в самых неблагоприятных условиях они успешно держатся на своем месте и бывают вполне довольны своей жизнью. "Возвращение к природе" может быть и чисто символическим: так люди бывают увлечены спортивным голубеводством или обучают петь популярные песенки канареек.

"Старый муж объелся груш"

Женой хромого бога Гефеста стала прекраснейшая из богинь Афродита. Она была вечно молода и весела. Ничего неизвестно об их отношениях с мужем, кроме тех случаев, когда он ее ловил с другими мужчинами. Зная, что жена встречается с богом войны Аресом на их собственном супружеском ложе, Гефест изготовил на ложе ловушку с сетью, которая накрыла попавшихся любовников. А потом позвал всех олимпийцев, чтобы те полюбовались на стыд и позор. Богини ничего не ответили, по свидетельствам, а некоторые боги заметили, что не прочь были бы оказаться на месте Ареса. Ничего не добился этим Гефест, пришлось ему снести насмешки других богов и отпустить любовников. Примечательно, что с женой он пытается поступать также, как со своеу матерью, Герой. Та тоже его вначале отвергала, но он сделал трон - ловушку и когда та в него села, ее также опутали узы и оковы. Гефеста упросили освободить мать (даже Зевс не мог этого сделать, такой механизм придумал Гефест), приняли в клан олимпийцев и как раз тогда выдали в жены Афродиту. После этого Гефест помирился с матерью и всячески баловал ее хитрыми поделками. Тот же фокус он пытается проделать с неверной и отвергающей, судя по всему, супругой. Но тот не удается. Афродита даже не родила ему детей.

С одной стороны мы видим здесь историю о повторении раннего сценария отношений с матерью совсем в неподходящих для этого условиях. Мужчины - Гефесты то заискивают и преклоняются, то впадают в ярость и начинают крушить что ни попадя, то мстят как-то по-другому. Не то чтобы исподтишка, но скрыто, пассивно - агрессивно скорее. Отказываются или чаще "забывают" сделать обещанное, вдруг ведут себя как-то неадекватно по-детски. Возможно, повторяют те способы, которыми научились когда-то давно с матерью. Мужчина - Гефест уже в очень зрелом возрасте может уйти из дома отвергающей матери к женщине, которая видится ему более доброй "матерью" и пытаться строить те же отношения. Разве что добавляется сексуальная сторона. Такие условия устроят редкую женщину. Постепенно зреет недовольство и либо жена начинает изменять мужу как Афродита, либо выгоняет его из дома, как Гера, сбросившая сына с Олимпа. Покинутый или обманутый муж, по моему ощущению, всегда воплощает черты архетипа Гефеста. Вне зависимости от того, кем был до этого.

Илиада нам показывает и другую возможную жену Гефеста - "прелестей полную, бога хромого супругу младую", Хариту. Вновь мы видим молодую жену при старом муже. Вспоминается "Старый муж, грозный муж, Жги меня, режь меня…" Подробностей из греческих мы не знаем. Еще один вариант отношений мужчины - Гефеста с женщинами как с куклами или живыми механизмами. Удивительным образом, многие боги - кузнецы прибегают к этому способу. У Гефеста золотые служанки, помогающие ему ходить. У Ильмаринена (из карело-финского эпоса "Калевала") созданная им золотая жена, с которой он не смог спать, потому что она оказалась слишком холодной. Древнеисландский Вёлунд насилует дочь конунга Бёльвид для того, чтобы она родила его сына. В реальной жизни мужчины - Гефесты порой предпочтут любимое занятие женщине или заведут собаку, которая будет всегда преданной и верной.

Инструментальные отношения

Мужчина - Гефест, разочарованный в человеческих отношениях, может предпочесть им общение с животными, дружеское и, по его мнению, партнерское. Или окружить себя множеством полезных механизмов. Чудаковатые коллекционеры, собирающие разнообразные экспонаты, которые вызывают у них практически весь спектр эмоциональных привязанностей. В отличие от семьи и друзей.

В достаточно редких случаях особенно талантливых и известных мужчин - Гефестов они могут найти себе молоденькую женщину, которую "вылепят" так, как им нужно. Интересна история отношения Альфреда Нобеля с Софи Хесс, девушкой из приличной еврейской семьи и цветочницей. Она стала любовницей Нобеля, который снимал ей домики в разных уголках Европы, в зависимости от того, где проживал сам. При этом вначале она казалась ему очаровательный и забавной, затем чересчур легкомысленной, поверхностной и необразованной. Он хотел как-то "усовершенствовать" свою подругу и для этого нещадно ее критиковал. Он требовал, чтобы она стала утонченной светской дамой, но не разрешал ей выходить из дома, допрашивал кухарку о ежедневных занятиях Софи и не пускал ее в свою светскую жизнь, все же стесняясь простушки - любовницы. Он приходил лишь на ночь и постоянно уезжал в командировки, откуда писал письма и оплачивал расходы. Примечательно, что свои письма Нобель подписывал "ваш старый брюзга". Отличное самоопределение мужчины - Гефеста. При этом Софи была страшной растратчицей, умудрялась путешествовать в компании любовников, и называла себя "мадам Нобель". Они расстались с Альфредом при условии, что он оплачивает ей ежемесячное содержание до конца ее дней. Нобель согласился. Это очень характерная история отношения мужчины - Гефеста и женщины - Афродиты (или младой Хариты).

Существует легенда, по которой Нобелевская премия не присуждается математикам, потому де, что жена Нобеля изменила ему именно с этим представителем ученого мира. Это неправда. Во-первых, у Нобеля не было официальной жены, была лишь признанная любовница, та же Софи Хесс. Но она ушла от него к жокею и игроку, а не математику, от которого родила дочь, потом же он ее бросил, а умер вообще насильственной смертью. Так повторилась история Афродиты, которая изменяла Гефесту не с Аполлоном (он мог бы быть математиком), а с Аресом (любителем скачек) и Гермесом (плутом). А во-вторых, математика вряд ли является наукой, способной вносить внятный "вклад в дело мира".

Вспышки ярости и страсти

По большей части мужчины - Гефесты склонны не выражать прямо своих чувств и эмоций, а наоборот, скрывать, сублимировать в творчестве или иных поделках или же накапливать, пока не рванет. Зато когда вулкан проснется, то окружающим не поздоровится. Мужчина - Гефест может как долго вынашивать свои мстительные и хитроумные планы (и так никогда и не воплотить их), так и взрываться без всякого умысла. Общим правилом является одно: это всегда является неожиданностью. Порой и для самого мужчины. "Я не знаю, как такое получилось… что на меня нашло…", потом будет смущаясь приговаривать он.

Берта фон Зутнер, выдающаяся пацифистка XIX века, так писала о Нобеле:

"Он практически никого не принимал и почти не выходил в свет. Этот необщительный и удивительно трудолюбивый человек испытывал неописуемый страх перед салонной беседой. К его любви к идеальному человеку, который существовал лишь в его воображении, примешивалось немного горечи и разочарования в тех людях, которых он повстречал в своей жизни. А в некоторых случаях поверхностность, предвзятость или вольности в поведении могли вызвать у него приступ гнева и даже ярости" . Вот как описывается подобное качество (применительно к гномам, утрированному изображению мужчин - Гефестов) в фэнтэзи: "Все гномы по своей природе исполнительные, серьезные, законопослушные и глубокомысленные люди; их единственный крохотный недостаток сводится к дурной манере: опрокинув стаканчик кидаться на неприятеля с диким воплем "А-аааааарх-хх!" и отрубать ему ноги по колено."

Точно также внезапно просыпается в мужчине - Гефесте страсть. То есть для него-то она не бывает чем-то неожиданным, но для его избранницы это так почти наверняка. Кто бы мог подумать, что этот обычно молчаливый и погруженный в себя человек придал значение нелепой шутке или комплименту, улыбке или сочувствию… Что именно всколыхнуло в нем чувства - будет долго гадать избранная особа. Кто-то постарается побыстрей отделаться, другая наоборот, обратит внимание как на мужчину. К слову сказать, мужчинам - Гефестам обычно приписывают склонность к моногамии. Заключив брачный союз, они не склонны искать развлечений на стороне. Если это не связано с новой техникой, разумеется.

Создатель губительных машин

Бог - кузнец создает как орудия для мирной жизни, так и оружие. Мужчина - Гефест, профессионально занимающийся созданием тех или иных механизмов по заказу или из собственного любопытства изобретает машины или вещества, способные причинить вред и гибель многим людям. Говорят, что их увлекает сама идея попробовать что-то новое в этой, кажется, вечной задаче. Для них это полигон для испытаний сложных и интересных инженерных решений. Оригинальность исполнения доставляет им удовольствие. А чем это обернется для других людей волнует их мало. Так незадолго до смерти Никола Тесла вдруг объявил, что он изобрел "лучи смерти", способные уничтожить разом миллионную армию. Впрочем, эту тайну он унес с собой в могилу.

Но все мы знаем о завещании Альфреда Нобеля, изобретателя динамита, который по-своему попытался отвратить человеческие умы от создания разрушающих механизмов к делу мира, тому, что приносит наибольшую пользу человечеству. Он был производителем и торговцем оружия, однако жаждал изобрести такое, которое установило бы наконец "равновесие, основанное на страхе". Мужчина - Гефест, даже отдав дань своей мизантропиии в сочетании с интересом к хитроумным техническим решениям, способен принять идеи пацифизма и "мира во всем мире" как более совершенную модель устройства мироздания. В конце концов, кто лучше него знает, как и что наиболее эффективно работает.

Архитектор мира

Бог Гефест, подобно многим другим богам - ремесленникам древних цивилизаций, был основателем и строителем храмов, первым архитектором. Для нас тут принципиально то, что хотя он не был Демиургом, создавшим все сущее - в греческой мифологии мир создают безличные силы - но имел прямое отношение к строительству человеческого общества, основанного на взаимодействии с богами.

В истории культуры этому паттерну удивительным образом следовали масоны, признавшие своим мистическим основателем библейского Хирама, строителя храма для царя Соломона, а своими предшественниками - средневековые братства каменщиков, строителей церквей. Масоны не занимались строительством непосредственно, но вооружились угольником и циркулем (символами). На протяжении нескольких веков они были культурной элитой Европы. Идеалы Французской революции были пронизаны идеями масонов, американская демократия вышла из под пера масонских деятелей. В реальности их деятельность проходила скорее под влиянием Аполлона и Гермеса. Высшие слои общества в то время не особенно умели работать руками и вряд ли развивали архетип Гефеста лично в себе . Но на символическом уровне, они считали себя "потомками" Хирама, ведущего свой род от Тубал - Каина (семитского Гефеста) и сына его Вулкана .

Интересно, что один их самых характерных мужчин - Гефестов русской классической литературы - Пьер Безухов вступает в какой-то момент в ряды масонов (впрочем, они его разочаровывают - это понятно). А вот Пьер - типичный Гефест: чужак только что вернувшийся на светский Олимп, толстый увалень несветского вида, женатый на блестящей красавице Элен - неверной Афродите. Он как всякий Гефест внешне флегматичен, но способен на приступы гнева и разрушающей ярости. Л. Толстой предлагает Пьеру выполнить сразу последний квест Пути развития Гефеста: найти смысл жизни, свое место в мире и научиться делать что-нибудь полезное. В общем и целом, русскому дворянину ничего больше и не оставалось (творческая реализация для них шла под звездой Аполлона, социальное положение было и так, физическая сепарация от матери была обусловлена образом жизни).

В повседневной жизни одного человека такой переход к видению того, как устроен мир и как его можно "переустроить" или сохранить имеющееся, может произойти с развитым творчески и успешным мужчиной - Гефестом. В противном случае ему будет просто не до того. (Конечно, есть революционеры, бунтующие против любой власти или стремящиеся к совершенству, которого нет и не будет, но это уже не про Гефеста. А мы говорим тут только об этом типе.) Альфред Нобель, создатель динамита, в конце жизни основал Комитет по присуждению премий тому, кто славно потрудился на благо мира. Швейцарский масон Анри Дюнан основал общество Красного Креста. Мы помним как Андрей Сахаров, создатель водородной бомбы, вдруг выступил со своими гуманными идеями.

© Бедненко Г.Б., 2005