Галина Бедненко

Правила мифодраматического семинара

1. Мифодрама – директорский (режиссерский) метод, потому все действия определены ведущим, допускаются им или не допускаются.

2. Участники семинара обязуются не причинять вред себе, другим и имуществу, а также самостоятельно заботятся о собственной безопасности.

3. Началом семинара, после общего знакомства, обычно является небольшой тематический разогрев, общее динамическо-ролевое упражнение.

4. Общий сюжет драмы известен заранее и с ним необходимо ознакомиться.

5. Все, что определено сюжетом, должно быть отыграно. Все остальное (мотивы, объяснения, чувства, скрытое в сюжете) может быть произвольным, но исходящим из ролей.

6. Основная задача участников – действовать из выбранной роли, пребывая в ней и сохраняя ее переживания до момента снятия роли.

7. Роли самостоятельно выбираются участниками группы после чтения или обзора общего сюжета ведущим.

8. В спорных случаях нескольких кандидатов на одну роль решение принимается ведущим в результате короткого опроса претендентов, или же путем короткой социометрии группы (голосования), или же принимается решение о существовании «неоднозначного» персонажа, включающего нескольких игроков.

9. Ведущий обычно обращается на «Вы» к участникам группы, и на «ты» к персонажам драмы внутри разыгрывания сюжета.

10. Обычно мифодрама делится на сцены. Начало и конец каждой сцены определяются звонком колокольчика.

11. Вначале каждой сцены напоминается общий сюжет того, что должно произойти. Ведущий быстро опрашивает всех (или наиболее значимых) героев коротко об их чувствах из ролей.

12. Внутри сцены ведущий может подходить к героям и расспрашивать их о чувствах и переживаниях, не прерывая общего игрового процесса.

13. В конце каждой сцены ведущий также опрашивает всех (или наиболее значимых и тех, кто хочет этим поделиться) участников коротко об их чувствах из ролей, а также оставшихся посланиях другим персонажам.

14. Ведущий может применять технику «дублирования» предлагая игроку формулировку для отображения его переживаний из роли. Если игрок внутри роли согласен, то повторяет ее, если нет, то говорит по-своему. Это может происходить как внутри игровой сцены, так и в перерывах между ними, во время опросов.

15. Участник группы может снять роль, если она уже не является особенно значимой для сюжета и выбрать другую из свободных.

16. В рамках отыгрывания мифов запрещаются оскорбительные прикосновения или недозволенные в приличном обществе действия в адрес других участников. Если у участников семинара есть особенные пожелания о запрете на какой-либо вид взаимодействия с ними, то об этом следует сообщить заранее, в рамках знакомства с правилами.

17. Сцены насилия и секса отыгрываются символически, по шаблону, предложенному ведущим (обычно это форма несильного толкания в первом случае, кидания небольшими мягкими предметами, или рукопожатия, объятия – во втором).

18. Участникам группы запрещено вмешиваться в поведение другого игрока вне своей роли из позиции наблюдателя (давать ценные указания и прочее). Это находится в компетенции ведущего.

19. Складывающийся драматический сюжет группы может отличаться от исходного предложенного сюжета. Возвращение к оригиналу или свободное продолжение разворачивающейся истории зависит от решения ведущего.

20. После драматического отыгрывания мифа следует «шеринг», обмен чувствами и впечатлениями как из ролей, так и вне их.

21. На шеринге следует рассказывать о своих впечатлениях и переживаниях внутри драмы, об имеющихся соответствиях драматического опыта со своей реальной прошлой или нынешней жизнью.

22. На шеринге запрещено оценивать (положительно или отрицательно) других участников группы, хотя дозволяется рассказывать о своих чувствах из роли по отношению к другим персонажам (ролям).

23. Отдельным общим этапом шеринга может быть обсуждение символического смысла мифа и его анализ.

24. Выход из роли производится через символическое действие отряхивающими, отделяющими движениями от своего тела. Его необходимо совершить в конце игрового процесса или по завершению шеринга.

25. Участникам процесса важно помнить, что эмоционально насыщенные отношения из ролей в рамках мифодрамы не являются настолько же реальными, насколько действительные взаимоотношения вне семинара.

© Бедненко Г.Б., 2009

Вернуться в "Мифодраму" | Вернуться на главную страницу