Галина Бедненко

Путь Посейдона

Отрывок из книги "Боги, герои, мужчины: архетипы мужественности" (М.: Класс. - 2005)

Сноски опущены

Путь развития Посейдона так же связан с проявлением "отцовского" архетипа, как и путь Зевса. Вновь мы видим образ некоего предводителя, вожака, капитана. Это роль царственная, как бы завершенная. Посейдону уже не надо геройствовать, ему достаточно править.

Достаточно велик был соблазн представить Посейдона как мудрого и харизматичного, мужественного и творческого мужчину. Но в основу "пути развития" архетипа мы берем мифологию божества и сюжеты с ним связанные. Безусловно, мужчина - Посейдон может быть увлекательной альтернативой Зевсу, эмоциональным и доверяющим своей интуиции, страстным и непредсказуемым. Но это либо в нем есть, либо - нет, может быть ярко выражено, а может и не очень. В конце концов, это само по себе ему ничего не дает и его никак не меняет. Это скорее впечатление, которое он производит на других людей (особенно, женщин). Мы же постараемся говорить, как обычно о том, что значимо и меняет его самого.

Определение территории

Становление Посейдона в классической мифологии начинается с определения его территории, владения и удела. С этого момента он становится частью моря, самим морем. В жизни людей - Посейдонов тоже происходит такой выбор. Они перестают быть "сыновьями", а принимают на себя большую, какую-то новую, ответственность и "отцовские" функции. Это момент, когда мужчина понимает, что надо заниматься своим делом, прямо ни от кого не зависеть, быть себе хозяином и набирать людей в свою команду. Они могут начинать с малого, но развиваться и со временем претендовать на большее. Для начала же им необходимо четко ограничить сферу своей деятельности, интересов и влияния, определить методы работы и кадровую политику.

Неудачный выбор сферы интересов неминуемо скажется на результате. Достаточно неудачной для ярко выраженных Посейдонов оказывается опора на представителей легитимной власти - Зевсов. Они в принципе могут заключить достаточно удачный альянс. Но Зевс заключает союз только на то время, когда ему это необходимо и выгодно. А Посейдон всегда ждет, когда же наступит момент выбраться из-под власти "большого брата" и самому завладеть его властными функциями, или посадить своего ставленника на высокое место. Наилучшие отношения Зевса и Посейдона (и людей в том числе, тех, кто откровенно выражают свои сценарии) возможны в том случае, если они друг другу не мешают и особенно не связаны. Посейдон в мифе никогда не посягал на права Аида, владыки мертвых и носителя некоей тайной власти. Это может быть уроком для большинства мужчин - Посейдонов.

Экспансия

Бог Посейдон, получив в удел, море претендовал на власть и влияние на суше. Не только подарками (водными источниками), но морскими чудовищами (метафора наводнений?) пытался он внушить у людей к себе благоговение. Подобным же образом и мужчина - Посейдон со временем начинает свою экспансию. Конечно, в случае удачного хода событий. Предприниматели открывают новое производство, расширяют сферу сбыта. Лидеры творческих объединений вносят в свои программы всякие новшества и завоевывают значительную аудиторию. Разбойники и пираты отправляются в очередное предприятие. Эта экспансия далеко не всегда оказывается успешной, но "не попробуешь - не узнаешь", а опыт - надежный союзник любого мужчины - Посейдона.

Морская торговля, сфера влияния Посейдона, всегда была связана с торговой, политической и даже военной экспансией отдельных "торговых домов", городов, государств. Так во времена раннего средневековья города - республики Венеция, Генуя и Пиза владели монополией торговли Европы с Востоком. Это было время, когда итальянские капитаны просто купались в роскоши. В то же время, они были лучшими в свое время. Потому Америка была открыта генуэзцем Христофором Колумбом, а названа в честь флорентийца Америго Веспуччи. Открытие Америки и последовавшие за ней события, конечно, были самой колоссальной экспансией в истории человечества, навсегда изменившие облик мира. И ведь что еще могло двигать одержимыми мореплавателями, стремящимися открыть новые земли, континенты? Страсть к путешествию, предводительству, экспансии, наживе. Все то, что отличает мужчин - Посейдонов. Море всегда ловило людей на приманку сказочного обогащения (вспомним, что Посейдон был подателем благ, супругом Земли), как заметил Сен-Жон Перс:

Море Маммоны, море Ваала,
Море всех возрастов и имен,
Море, манящее с давних времен,
Море триумфа, море провала .

То же мы можем сказать о любой сфере, связанной с торговлей, риском, предпринимательством, "стихийным рынком" или наоборот, борьбой различных монополий. Неслучайным тогда покажется выражение "акула капитализма" (а не "медведь" или "волк"). И уже вряд ли удивимся любви богатых людей к спортивному мореплаванию и яхтам. Море и бизнес оказываются связаны не только утилитарно (как морская торговля или туризм), но и стихийно, по природе своей.

Если вернуться к жизни рядовых людей, то при отсутствии этой возможности необходимой человеку экспансии, он может начать рисковать всем, чтобы получить большее осмысленно. Это касается и сомнительных мероприятий делового характера, и увлечения азартными играми. Вначале такая игра может быть случайной, как и неожиданный выигрыш. Но "легкие деньги" легко и уходят. Человек начинает увеличивать размеры ставок и все больше фантазировать об игре и получении крупного куша, находясь в состоянии беспричинного оптимизма и эйфории. Но рано или поздно всегда наступает стадия проигрыша, когда о выигранных деньгах можно лишь вспоминать (и хвастаться!), но игру остановить сам человек уже не в состоянии. Появляются долги и заработки достаются не всегда законным путем, растут долги и в результате таких заработков. Мужчина - Посейдон слишком привык "ставить все на карту", но как раз в картах это ему не поможет. Закончиться все может и совсем плачевно - потерей профессиональной и личной репутации, раскаянием, ненавистью к другим, одиночеством, преступлениями и заточением . Опасной может стать и вражда с другими Посейдонами, также расширяющими свое влияние.

Одним из проявлений экспансии мужчины - Посейдона можно считать бунт против власти. Он происходит и тогда, когда человек чувствует себя ущемленным (и это естественно для любого сценария, лишь способы выбираются разные), и тогда, когда ему "как будто чего-то не хватает" (характерная мотивировка для Посейдона). Восстания матросов против своего капитана - классический пример подобного, или вспомним моряков - анархистов начала XX века, который вначале поддержали Октябрьскую революцию, позже устроили Кронштадтский мятеж.

Принуждение и наказание

Бог Посейдон за бунт против Зевса отбывал наказание вместе с Аполлоном у троянского царя Лаомедонта. "От сумы и от тюрьмы не зарекайся" - говорит народная пословица. Мужчина Посейдон, поняв свою силу, может начать соперничать с верховной и законной властью. А этого Зевсы очень не любят. И Посейдон отправляется на каторгу, или в тюрьму, или в ссылку. В случае реального бунта наказание тоже воспоследует. Но жестокость его будет зависеть больше от расстановки сил в обществе, нежели от тяжести преступления.

Впрочем, в случае сопротивления власти со стороны рядовых мужчин - Посейдонов, закон их с удовольствием накажет со всей своей строгостью. И многие пираты и разбойники, если не были убиты в столкновениях с представителями легитимной власти, то отправлялись на каторгу, где им в былые времена еще и отрывали уши или ноздри, клеймили каленым железом. Жизнь, которую выбирает мужчина - Посейдон богата риском и причудами судьбы, а платой за удачу и процветание могут быть самые разные обстоятельства. Каждый из них собирается вкладываться по полной в настоящее опасное и трудное дело, чтобы еще в расцвете сил получить свою долю сказочного пирога и выйти на покой, заниматься только тем, что интересно и нравиться. Но разрушение планов и всяких радужных надежд случается гораздо чаще. А если идиллия все же случается, то как-то вынужденно. Известны истории о моряках, оставшихся живыми после бунтов на каких-то далеких и затерянных островах, ставших родоначальниками местных семейных туземных кланов. Может быть к концу жизни (или к третьем - четвертому ребенку) они пришли к ощущению гармонии мира и принятию своей жизни, но оказавшись вначале в одиночестве (или немногочисленном количестве) в безвестном и забытом тропическом раю их вряд ли прельщало.

Унижение и отступление придется вытерпеть и тому мужчине - Посейдону, который просто замахнулся на слишком большой кусок. Памятные камни этим историям мы видим повсюду, когда проезжаем заброшенные и недостроенные хоромы тех, кого раньше называли "новыми русскими". Не выполнили обещания партнеры, "кинули" союзники и тогда приходится отказываться от двухэтажного дома с тремя спальнями, бассейном, розарием и биллиардной. В лучшем случае, в худшем может ожидать судебное следствие и заключение в местах не столь отдаленных.

Принятие своего жребия

После отбытия наказания у Лаомедонта бог Посейдон не особенно изменился (в отличие от Аполлона, который стал проповедовать культ гармонии и порядка). Смертный мужчина, конечно, позволить себе такого не может. Ему придется принять ситуацию такой, какая она есть. В этом ему поможет его опыт. Каждый человек стареет и мужчина - Посейдон со временем становится равнодушнее к людским забавам, менее азартным и вспыльчивым. Возможно, более ворчливым и сварливым, как бурлящее темное море.

Старый Эгиль Скаллагримсон, бывший викинг и поэт, сочинил на склоне своих лет такую вису (стихи):
Я как лошадь в путах -
Оступиться легко мне.
Мой язык слабеет,
Да и слух утрачен.

После отбытия наказания у Лаомедонта бог Посейдон не особенно изменился (в отличие от Аполлона, который стал проповедовать культ гармонии и порядка). Смертный мужчина, конечно, позволить себе такого не может. Ему придется принять ситуацию такой, какая она есть. В этом ему поможет его опыт. Каждый человек стареет и мужчина - Посейдон со временем становится равнодушнее к людским забавам, менее азартным и вспыльчивым. Возможно, более ворчливым и сварливым, как бурлящее темное море.

И еще:
Еле ползет
Время. Я стар
И одинок.
Не защитит
Конунг меня.
Пятки мои
Как две вдовы:
Холодно им.

При этом у мужчины - Посейдона и в старости есть характерная склонность к чудачествам. Тот же Эгиль перед самой своей смертью вначале задумал притащить на тинг два сундука с серебряными монетами, втащить их на Скалу закона, где больше всего народа и раскидать все серебро, чтобы люди передрались между собой и переубивали друг друга. Это ему казалось отличной шуткой. Правда, родственникам это не понравилось, и в результате он передумал. Вместе с рабами зарыл где-то оба сундука, а рабов убил .

© Бедненко Г.Б., 2005