Галина Бедненко

Образ Ворона у индоевропейцев

Послушать карканье

Ворон связывается сходными поверьями у разных народов мира. Прежде всего это вещая птица. Обычно он предсказывает смерть и другие несчастья: нападение врагов, весть о гибели сына. Также ворон связывается с долголетием, мудростью и знанием, где хранятся клады. Трупная, черная птица - ворон известен как птица, сопутствующая смерти на поле брани. Особенное внимание уделяется повадке воронов выклевывать глаза у мертвых.

Символика ворона у скандинавов не сильно отличается от ассоциаций, связанных с ним в других мифологиях. Для индоевропейцев ворон - черная (почему?) птица, приносящая дурные, хотя и правдивые известия, а также хищник и падальщик, сопровождающий волков и воинов, чтобы поживиться мертвечиной. Образ ворона достаточно непротиворечив, потому недостаток исторически правдивых сведений об отношении к ворону у скандинавов эпохи викингов я дополняю сведениями из других источников. И эта информация уже касается архетипа ворона в целом.

Черный цвет

Во многих мифологиях существуют истории о том, как ворон (или ворона) приобретает свой черный цвет. Восприятие черного цвета ворона как наказание в основном характерно для культур, с предубеждением и опаской относящихся к хтоническому миру и классам существ. Это относится прежде всего к иудейской традиции, классической античной цивилизации и их преемнице - христианской культуре.

Так в греческой мифологии ворон был вестником Аполлона. Он в частности донес солнечному богу об измене его возлюбленной, которую, как ни странно, звали Коронида ("ворона") и в результате огорченный Аполлон превратил ворона бывшего белым в черного. Как сказал Овидий:

Ворону он воспретил, ожидавшему тщетно награды
За откровенную речь, меж белых птиц оставаться.

Беременную Корониду и ее любовника Аполлон убил, а ребенка вынул и отдал на воспитание кентавру Хирону. Так появился бог врачевания Асклепий. Аполлон, впрочем, и сам обращался в ворона, чтобы указать людям, где построить новый город. И эта деталь указывает на древние корни мрачной, жестокой стороны Аполлона.

Существует библейского происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью.

Эту версию подхватывает и христианство. В европейской средневековой традиции ворон становится олицетворением ада и дьявола, а его антагонист голубь - рая, святого духа и христианской веры. Этот принцип основан прежде всего на еврейской традиции деления животных и птиц на чистых и нечистых.

Вещая птица несчастья

Замечено, что ворон умеет подражать человеческой речи, потому воспринимается как вестник, умеющий говорить человеческим языком. Поскольку же цвет его оперенья черный, а сам голос считается неблагозвучным, то ассоциируется он исключительно с дурными новостями, хотя и правдивыми. Вообще понятие "дурной вестник" никак не связано с качествами того, кто новости приносит, а всегда с отношением к самим этим новостям.

Ворон предсказывает скорую смерть, а также различные несчастья или неудачи. Для охотника или рыболова, отправляющегося на промысел, например, крик ворона означает неудачу. Поэтому русские охотники избегали упоминания ворона и называли его "верховым" или даже "курицей".

В народном восприятии ворон связывался с кровопролитием, насилием и войной. О кровожадности свидетельствует его крик, передаваемый возгласом "кровь, кровь!" Стаи ворон воспринимались в прошлом на Руси как предвестники набега татар.

Ворон и богатства

Ворон, как существо хтоническое, обладает сокровищами и богатством, а также способностью их обнаруживать и добывать. Он охраняет клады, спрятанные в земле. Верили также, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав много золота и серебра, ворон золотит себе голову и хвост.

Всем известна слабость птиц семейства вороновых к блестящим предметам. Известно славянское поверье о злом духе в образе черной птицы, которая крадет и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и не выбрасывает его помета.

Птица Одина

Ворон считался священной птицей разных богов разных мифологий. Так он был птицей Аполлона и Афины (у нее была ворона - помощница), древнего Кроноса, ревнивой и подозрительной Геры, ирландского "мастера всех ремесел" Луга. Но наиболее выразительной оказывается роль воронов - спутников скандинавского Одина, бога битв и колдовства. Имена двух его воронов - Хугин и Мунин - "думающий" и "помнящий" (или "мысль" и "память"). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина так же, как волки - его агрессивную и хищную сторону.

Кеннинги с именем ворона

Ворон - птица, поедающая трупы убитых врагов и друзей - пользовалась особенным вниманием скандинавских скальдов, воспевающих битвы. И скандинавы эпохи викингов не видели в вороне ничего скверного или нечистого. Как птица битвы ворон был равен орлу, также ассоциирующимуся с Одином. Названия всех других птиц мужского пола при соединении со словами "кровь" и "трупы" означали воронов или орлов (например, "тетерев крови" или "коршун трупов"). Это так называемые "хейти" воронов. Как говорит еще Снорри Стурлусон в "Языке поэзии": "Ворона называют: "вран", "Хугин", "Мунин", "важный", "ранний", "считающий годы", "предвестник трупов".

Посредник

Ворон - летающая птица, потому связан с небом. Вместе с тем его черный цвет и привычка копаться в земле и умерших связывает его с землей. Так ворон становится посредником между небом и землей. Чаще всего он оказывается посредником между живыми и мертвыми, например, принося весть о смерти сына или любимого. В шаманских культурах ворон - посредник между мирами вообще.

Особенным могуществом ворон наделяется в шаманских культурах индейцев Северной Америки и палеоазиатских культурах. У палеоазиатов - чукчей, например, он культурный герой. Полагают, что изначальные мифы о Вороне созданы были в период некоего генетического единства палеоазиатских народов и индейцев Северной Америки. У индейцев он - культурный герой, а палеоазиатов - патриарх семейства, от которого произошли люди. Так ворон оказывается опять же "посредником", связывающим коренные народы двух континентов.

Посредник и культурный герой, ворон приносит спасение тем, кто оказался между жизнью и смертью. Так даже в Библии, неласково относящейся к воронам, есть история о пророке Илии, которому ворон приносил пищу, во время пребывания того в пустыне. В русских сказках ворон приносит живую и мертвую воду герою.

Ворон и всемирный потоп

Удивительным образом, ворон оказывается посредником между сушей и водой. Умирающим на земле (или в пустыне) он приносит живую и мертвую воду или съестные припасы. Огромное развитие получила история участия ворона в спасении при всемирном потопе. Здесь он также оказывается посредником между водой и сушей.

В вавилонском эпосе о Гильгамеше Ут-напишти посылает ворона из своей лодки, на которой он спасается от потопа, узнать, не появилась ли суша. Ласточка и голубь суши не нашли и вернулись, а ворон нашел и потому не вернулся. И в этой традиции ворон был "благим вестником", хотя и не вернувшимся. Вороны - птицы умело приспосабливающиеся к обстоятельствам и уж конечно найдя сушу не стали бы возвращаться обратно к лодке посреди моря. В фильме исландского режиссера Храфна Гуннлаугсона "Тень ворона" исландцы, боясь, что сбились с курса, выпускают ворона со своей лодки. И то, что ворон не возвращается на корабль считают удачей и близостью земли. И плывут туда, куда улетает ворон. Речь в фильме идет о событиях 1077 года, возможно такой обычай и был у исландцев того времени.

В библейском, восходящем к вавилонскому, описании потопа ворон также не вернулся, а вот голубь вернулся и даже принес ветвь оливы. То есть ворон оказался "дурным" вестником, а голубь "хорошим". В постбиблейской еврейской и мусульманской традициях эта трактовка становится еще выпуклее. Например Ной проклинает ворона и тот из белого становится черным и благословляет голубя. Хотя это кажется довольно странным, потому что возвратившись, голубь же не мог рассказать Ною в какой стороне и как далеко находится земля. (В общем большей частью в мифологии "цивилизованных" народов, приносит ворон весть или не приносит вовсе, его все равно проклинают.)

Трикстер

В мифах индейцев Северной Америки и палеоазиатов (чукчи, коряки и др.) Ворон - получеловек - полуптица, культурный герой и плут - трикстер. Он любит коварные розыгрыши и злые проделки; он и мудр, и глуп одновременно. Вдобавок прожорлив и похотлив. Трикстер склонен менять свой пол. Такая "обоеполость" ворона в русском языке выражается в одинаковом названии разных птиц: "ворон" и "ворона", а в древнеисландском "hravn" и "hrevna". Как будто ворон это "муж вороны" или превращенный в нее. Также ворон является одним из излюбленных существ в шаманских культурах.

Ворон у славян

В славянских народных представлениях нечистые и зловещие птицы. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач), они объединены сходными поверьями и названиями. Воронье, гайворонье, гай, галь, галье, чернь - собирательные название всех этих птиц в целом.

Ворон - вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть. нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает на зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына и т.п. Птицы этого семейства имеют черную окраску и противопоставляются добрым, кротким и святым птицам, в особенности голубю, как зловещие, хищные и нечистые, что находит отражение в представлении и птичьем облике душ людей, в христианизированных легендах о всемирном потопе и др. С другой стороны на противопоставлении белого (или пестрого) и черного (как безобразного) оперения строится комизм ряда сказок о вороне.

Выявляется дьявольская природа птиц семейства вороновых. Ворона считают черным, потому что он создан дьяволом. В нем видят нечистую силу. Черт принимает его облик. В этом образе черт летает ночью по дворам и поджигает кровли. Верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Души злых людей представляют в виде черных воронов или ворон. Считают, что ведьму можно определить по по черному ворону, сидящему на ее доме.

Бытовала библейского происхождения легенда о вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что выпущенный из ковчега чтобы узнать, закончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это, ворон, бывший когда-то белым как снег и кротким как голубь стал кровожадным и черным, и обречен питаться падалью. С представлением о галках и воронах как нечистых птицах связан запрет употреблять их в пищу.

Хищность, кровожадность и разбой - характерные мотивы в представлении о вороне. Они как и ястребя охотятся на цыплят. Чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивают на дворе убитую сороку. Считают, что если опрокинуть горшок вверх дном, то вороны не смогут увидеть цыплят. С той же целью в день Рождества ворон и ястребов называют в некоторых метах голубями. [А почему в Рождество?] Хищность связывает в поверьях ворона с волком. Существует примета: кто поет в лесу и увидит ворона, тот обязательно столкнется в волком. Карканье ворона, пролетающего над стадом, предвещает скорое нападение на стадо волка. Согласно польской легенде вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева. Как и других хищных птиц, убитых ворон вывешивали для отпугивания злых сил, а также на поле - для отпугивания воробьев.

В народном восприятии ворон связывается с кровопролитием, насилием и войной. О кровожадности свидетельствует его крик, передаваемый возгласом "кровь, кровь!" Чтобы ружье било без промаха, охотники смазывали его дуло кровью ворона. Стаи ворон воспринимались в прошлом как предвестники набега татар. Мотив крови присутствует в легенде о вороне, которая хотела пить крови капавшей из ран Христа, за что Бог проклял ее, отчего ее клюв по краям навеки получил кровавый цвет.

Для поверий о вороне характерен мотив кражи. Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо ворона. Мотив кражи представлен в легенде, где ворона уличает св.Петра перед Богом в краже коней, криком "Украл! ", в отличие от кукушки, которая кричала "Ку-пил". С кражей коней связывается и сон о вороне. Считают, что ворона своим карканиьем обличает вора или кражу.

Выявляется связь птиц семейства вороновых со смертью и миром мертвых. Хтоническая символика ворона представлена в раннем арабском свидетельстве аль_Масуди (ум. 956). Он описывает славянского идола в виде старца с посохом, которым то извлекает из могил останки умерших. Под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой - муравьев. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном.

Ворон предсказывает скорую смерть, а также различные несчастья. Для охотника или рыболова, отправляющегося на промысел, крик ворона означает неудачу. Поэтому охотники избегают упоминания ворона и называют его "верховым" или "курицей".

Ворон обладает сокровищами и богатством. Он охраняет клады, спрятанные в земле. Верят, что в гнезде ворона хранятся невидимые богатства: золото, серебро и драгоценные камни. Насобирав много золота и серебра, ворон золотит себе голову и хвост.

Взаимосвязь вороны и муравья выявляется и в народной традиции. Но здесь отношения между ними носят враждебный характер. Ворон, например, старается вывести птенцов в марте или феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов. С этим представлении связана сказка о состязании муравья с вороной о том, кто из них сильнее. Ворона проиграла.

Библиография:

Сумцов Н.Ф. Ворон в народной словесности// Э.О. - 1890 - кн. 4 - #1. - с. 61-86.

Клингер В. Животное в античном и современном суеверии. - Киев: 1909-1911.

Приложение

Ворон: Жизнь и Сказка

Ворон - член семейства врановых и многие из них разделяют его качества, будучи "птицами силы" человека. Одна из излюбленных в наше время птиц - его родственниц - серая ворона (черная ворона обитает довольно далеко от наших мест, потому наяву не встречается).

Ворон - птица, приносящая людям вести из иного мира. И обычно новости недобрые. Вороны учат нас тому, что правда важнее и реальнее иллюзий и сказок, как бы не хотелось людям с ними расставаться. Люди - вороны могут "каркать" и предсказывают недоброе. И часто всего это предвидение предстоящих событий. (Конечно, это не означает, что следует предвещать людям неприятности, если они вообще ни о чем не спрашивают.)

Вороны - это трикстеры. Те или иначе это творец и шутник одновременно. Дух ворона может помочь превратить вашу жизнь и самих себя в нечто новое. Это дух, помогающий также оборотничеству и пониманию "языка животных". Традиционно эта птица - хороший помощник в магии и мы не будем отрекаться от этого представления. Дух ворона очень хорошо относится к прикладным видам творчества и способности создавать те или иные полезные и красивые вещи. Особенно проявляется его связь с кузнечным делом.

Это серьезная птица, всегда имеющая свое твердое мнение по разным поводам. (Особенно хорошо с этим знакомы владельцы ручных воронов и всех птиц семейства врановых.) Потому не относитесь к посланиям или советам своего союзника - ворона легкомысленно.

Серые вороны - это отдельная история. У них не такой серьезный и мрачноватый характер, как у воронов. Они крайне умны и как будто знают это. В любой ситуации они чувствуют себя на своем месте, просто все остальное может дико путаться, а другие - ошибаться. Зачастую это относится и к людям, чьим тотемом является ворона.

Вороны чрезвычайно довольны собой и хвастливы. Не случайно это давно стало предметом насмешек в сказках и животных быличках. Но правда в том, что у ворон есть основания гордиться собой. Когда проверяли на системность мышления (надо было найти еду под множеством колпачков) школьников, студентов и серых ворон, то вороны опередили студентов. Вороны легко придумывают что-то новое: они давно умеют размачивать слишком сухие сухари в воде или подкладывать их под трамвай, чтобы раскрошились. В какой-то момент в Москве они начали съезжать с маковок кремлевских церквей, просто катаясь и получая от этого удовольствие, царапая при этом золото, покрывающее эти маковки. Они много чего способны вдруг придумать. Творческая сила воображения и практицизм идут рука об руку, если вашим тотемом является ворона.

Это птицы бдительные и осторожные. Они готовы предусмотреть все заранее. И не подпустят чужака ближе, чем нужно. Лишний раз рисковать они не любят. Зато легко адаптируются. Тому же они учат "своих людей". Упрямы и имеют свое мнение они не меньше чем другие врановые.

Как и другие врановые это птица - падальщик, питающаяся всем, что попадется. В человеческой жизни это удивительным образом бывает схоже с различными, случайными и непостоянными "источниками пищи и заработка". И падаль подбираемая вороной в этом случае превращается в "милость", "спонсорскую помощь" или "щедрую доброту" от другого человека. Люди, чьим тотемом является ворона умеют добывать необходимые деньги разными способами.

Самец и самка вороны строят гнездо совместными усилиями. Это же оказывается важным для людей - ворон. Здесь вся ответственность за обустройство домашнего очага не перекладывается только на женские плечи. Вдобавок, важным оказывается наличие именно своего постоянного "гнезда". Вороны меняют свои гнезда и это тоже является для людей, близких этому духу, гармоничным способом проживания.

Как и другие птицы, вороны способны научить человека пониманию ветра или течения их жизни. Тому, куда дует ветер и куда их ведет собственная жизненная сила и "намерение Вселенной".

Сказка про Ворона

- Ну, это вопрос, недостойный ворона. Ворон должен знать все, ибо мудр. Как в сказке про короля Марка, помните? Нашел однажды король Марк волшебное кольцо, и позволяло то кольцо видеть скрытый смысл вещей и понимать зверей и птиц. И отправился по дороге, одевшись бедным рыцарем. Устал, лег под деревом - и слышит, как на ветку сели два ворона, молодой и старый, и ведут разговор. Спрашивает молодой старого: "Дедушка, сговаривают за меня двух девиц-ворониц: Мэри и Элен. Обе они молоды и прекрасны, обе из хороших семей, и приданое большое дают: за Мэри - мышиную страну под гумнами да амбарами, а за Элен - поле у трех дорог, где каждый год рыцари на поединки сходятся".

Старый спрашивает: "А сам ты к кому склоняешься?"

- "К Мэри, дедушка. Лучше, думаю, быть ангелом смерти в мышиной стране, чем ждать, когда наш ангел смерти на пир протрубит".

Помолчал старый, подумал. Говорит наконец: "Бери в жены Элен".

- "Почему?"

- "А потому, внучок, что умрет скоро наш король Марк, и начнут дети его меж собой королевство делить и переделять, и на второй год иссякнет зерно на гумнах и в амбарах, и поедят мыши мышат своих и сами издохнут, а на поле твоем павших рыцарей и коней год от году прибывать станет, и придет тогда Мэри к тебе проситься в наложницы".

- "А как ты знаешь, дедушка, что король Марк умрет скоро?"

- "Как же не знать, когда он под деревом нашим лежит и нас слушает, потому что на пальце у него волшебное кольцо, а того не ведает, что кольцо это камнем внутрь повернуть надо, и только тогда ему суть вещей откроется..."

Услышал это король Марк, повернул кольцо, и открылась ему суть вещей. И ужаснулся он тому, что увидел, поседел в одночасье и умер...

Лазарчук. Транквилиум.


© Бедненко Г.Б., 1998 - 2003

Данная статья является авторской.
По вопросам публикации где бы то ни было этого материала - пишите на e-mail автора.


Вернуться в "Мифы и Сказки" | Вернуться на главную страницу